wordРаспечатать для распространения

У истоков Уральской Горнозаводской железной дороги

Если открыть известную брошюру нашего краеведческого музея «И появился на карте город Горнозаводск…», то в начале первой же страницы бросается в глаза фамилия некоего Рашета, горного деятеля царских времен, предложившего «проект железной дороги, которая должна была пройти в местах расположения важнейших округов Среднего Урала». Без сомнения, УГЖД послужила тем фактором, который спустя годы привел к рождению города Горнозаводска. Значит, наш район действительно многим обязан Владимиру Карловичу Рашету. В текущем месяце исполняется 200 лет со дня рождения этого инженера.

В.К. Рашет родился 7 ноября 1812 г. в Петербурге. По иронии судьбы, этот человек видел свою карьеру в горном деле, отчего в 1833 г. закончил Горный Институт, а затем, после заграничной стажировки, в звании горного инженера-поручика приступил к работе на Нижнетуринском заводе Гороблагодатского округа. Здесь он прошел путь до заведующего лабораторией. Блестящее знание химии и физики руд обеспечило Рашету «дождь» из орденов и чинов. Причем заслуженных, поскольку список рационализаторских решений Рашета весьма велик. С 1856 г. В.К. Рашет возглавил Нижнетагильский горный округ Демидовых.

Однако, как показала жизнь, Владимир Карлович мыслил широко и не ограничивался экспериментами над шихтой. Он занимался реконструкцией и реорганизацией уральских предприятий, вопросами экономного расхода ресурсов, экономическими расчетами по оснащению заводов передовой техникой, комплексной модернизацией промышленности. Помимо прочего, Рашета сильно беспокоило, что Урал лишен железнодорожного сообщения, из-за чего затрудняется вывоз металла и завоз каменного угля.

Инженер приступил к широкой пропаганде своих взглядов. В 1861 г. он опубликовал в «Пермских губернских новостях» статью о необходимости железной дороги на Среднем Урале, а в дальнейшем потратился на издание брошюры, где рассмотрел вопрос еще более обстоятельно. Кандидат технических наук И.В. Харланович в своем очерке об истории УГЖД сообщает: «Предложив идею дороги, Рашет не ограничился в дальнейшем позицией наблюдателя, продолжал активно бороться за ее реализацию и после того, как уехал с Урала, став директором Горного департамента России в Петербурге. Будучи теперь крупным правительственным чиновником в чине тайного советника, он вовсю использовал свое новое служебное и общественное положение для продвижения столь полезного для Урала проекта».

Пришлось преодолеть инерцию властей, наблюдаемую и поныне. В те дни, как и сегодня, власть была готова вкладывать средства куда угодно — в Питер, Москву, Сибирь и даже, на худой конец, во всеми забытый Дальний Восток… Но только не в Урал! Российскую кладовую почему-то всегда финансировали по остаточному принципу.

В.К. Рашет не пренебрегал и прочими обязанностями на ответственном посту. Как директор Горного департамента он посещает важные промышленные узлы России, следит за строительством предприятий, совершает ряд рабочих поездок за рубеж, принимает участие во Всемирных выставках, занимается разработками в области металлургии и монетного дела.

Война за железную дорогу и напряженный труд подточили здоровье Владимира Карловича, отчего в 1875 г. он, полный идей и планов по дальнейшей модернизации уральской металлургии, ушел в отставку. Долгожданный отдых не принес улучшений, и 29 сентября 1880 г., пребывая на лечении в санатории в г. Безансоне (Франция) В.К. Рашет скончался.

Источники:

  • История железнодорожного транспорта России. Т. 1. — СПб., 1994.
  • Рашет Владимир Карлович. — Свободная энциклопедия Урала
  • Харланович И.В. Уральская горнозаводская железная дорога. —
Запись опубликована в рубрике Краеведческий клуб "РОДНИК", Промышленный подъем, Славные имена. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

2 комментария: У истоков Уральской Горнозаводской железной дороги

  1. Екатерина говорит:

    Уважаемый Автор статьи ! Вы поместили в этой статьи портрет известного металлурга и автора проекта Уральской железной дороги Владимира Карловича Рашета (1812-1880). Прошу Вас — сообщите источник, откуда Вы получили портрет. Дело в том, что мой дедушка Станислав Николаевич издал монографию «Скульптор Жак-Доминик Рашетт. Биография, история рода, список произведений, письма , документы «, Спб 2011. Однако портрет Владимира Карловича, который является потомком указанного скульптура, встречается впервые в опубликованной Вами статье. Буду очень Вам признательна.

  2. admin говорит:

    Вот здесь, стр.2: http://www.is.poselokis.com/————————————1766—1918-.html