wordРаспечатать для распространения

Куда пойти учиться горнозаводским выпускникам

И вот оно настало, адское время для тех старшеклассников, которые доучиваются последний школьный год. Теперь пора подумать о приобретении специальности. Строго говоря, о таких вещах стоило подумать за год до окончания школы, и мы надеемся, что большинство учеников или, по крайней мере, их родителей именно так и поступило. Однако и тем, кто твердо уверен в своем выборе, наши подсказки могут пригодиться. Основное внимание мы уделим учебным заведениям Пермского края. Это и ближе, и роднее, и доступнее во всех отношениях.

Выбор будущей профессии — это всегда выбор между своими способностями, интересами, желаниями и… потребностями рынка труда. Необходимо отчетливо понимать, какие специалисты востребованы страной, и осознавать, какую нишу в российской экономике способны занять именно Вы, молодой человек. Иногда эту нишу приходится создавать самостоятельно, но для этого необходим опять-таки стартовый капитал в виде запаса знаний.

Наша страна 20 лет сряду готовила в немереном количестве юристов, экономистов и филологов. Сейчас этот рынок переполнен, поэтому ориентироваться на него бессмысленно. Гораздо в большей степени востребованы рабочие, инженерно-технические, геологические и медико-биологические специальности.

В самом Горнозаводске созданы условия для получения востребованных профессиональных знаний. В городе, как известно, имеются профлицей №5 и компьютерная школа дополнительного профобразования «Межшкольный информационно-методический центр» (МОУ ДПОС «МИМЦ» г. Горнозаводска). Но главным предметом гордости горнозаводчан является профессиональное училище №35, которое в апреле следующего года отметит свое 55-летие. Училище готовит кадры по направлениям: металлообработка, строительно-монтажные работы, легкая промышленность.

Некоторые с пренебрежением относятся к ПТУ. И допускают грубую ошибку. На самом деле ПТУ — важный этап в образовании и карьере молодого человека. Конечно, можно руководствоваться принципом «я — герой-ПТУшник», то есть нисколечки не учиться, а только пьянствовать и в конечном итоге сгубить себя.

Но во многих областях России уже наблюдается, как парни-ПТУшники получали неплохую рабочую специальность и начинали зарабатывать еще до окончания учебы. Это позволяло им встать на ноги и определиться с дальнейшим выбором. А дальнейшим выбором для таких ребят был техникум (или колледж) по профилю. Скажем, ПТУшные электрики получают в техникуме высшее инженерное образование в области энергетики и т.д. Смело, разумно, эффективно. Сразу видно, что молодые люди конструируют свое будущее.

За пределами района, но тем не менее близко к нам находятся Лысьвенский политех и филиалы двух вузов. Лысьвенский политехнический колледж (создан в 1929 г.) ведет подготовку по широкому спектру специальностей. Среди направлений обучения значатся: техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования, обработка металлов давлением, технология машиностроения, техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта, производство изделий и покрытий из полимерных материалов.

Последнее направление особенно примечательно, поскольку молодые люди мало слышали о такой профессии, но между тем число предприятий, работающих с полимерными покрытиями в стране меньше не станет даже в годины самых жутких финансовых кризисов. Не станет уже хотя бы потому, что бизнесу позарез необходима тара из полимеров для продовольственных и непродовольственных потребительских товаров.

Кому-то из парней такие вещи покажутся скучными, поскольку в наше время из всего разнообразия технических устройств уважением пользуется разве что компьютер. И при этом иные юноши грезят выучиться на программиста. Однако тут кроется коварная ловушка, о которой должны знать и сами выпускники, и их родители.

Если парень любит сидеть за «компом», это еще не значит, что ему понравится учеба на программиста. Большинство таких романтиков, настрелявшись в некроморфов, или ксеноморфов, или прочую нежить, решают, будто жизнь программиста — это сплошная игра в шутеры. На самом деле в ходе учебы придется серьезно приналечь на английский язык (на основе которого пишутся программы) и глубоко освоить высшую математику.

Программирование — это на 90% математика, начиная от булевской алгебры и заканчивая теорией чисел. Попробуйте без математики написать для компьютера программу рендеринга, обеспечивающую эффектное освещение 3d-персонажей на карте игры! Или попробуйте отладить сценарии, запускаемые триггерами. То-то же… Если молодой человек слаб в математике и не любит ее, он программистом вряд ли станет и скорее всего учебы не закончит.

Хуже того. Работа программиста состоит в выполнении широкого спектра заданий, которые крайне редко связаны с разработкой компьютерных игр. Чаще всего приходится писать программные продукты для бизнеса, обслуживать уже существующее программное сопровождение каких-либо служб, сочинять «движки» для веб-сайтов. Вот так все прозаично.

При этом молодые люди игнорируют такое направление, как техническое обслуживание средств вычислительной техники и компьютерных сетей. А между тем знание «железа» и сетей делает «айтишника» незаменимым работником. Программные сбои можно устранить переустановкой программного обеспечения, а вот сбои в работе «железа» необходимо устранять путем банального, но трудноватого ремонта. Лысьвенский политех предлагает обучение по данной специальности, так что пока есть время, стоит подумать над овладением секретами аппаратных средств ПК.

Кроме того, в Лысьве с 1965 г. открыт филиал Пермского государственного технического университета, где предлагаются такие перспективные направления, как: электротехника, электромеханика и электротехнологии; металлургия; технология, оборудование и автоматизация машиностроительных производств; информатика и вычислительная техника; строительство и эксплуатация зданий и сооружений.

В соседнем с нами Чусовом принимает студентов филиал Уральского федерального университета им. Б.Н. Ельцина, где осуществляется подготовка по специальностям: металлургия черных металлов; теплофизика, автоматизация и экология промышленных печей; литейное производство черных и цветных металлов; обработка металлов давлением; металлургические машины и оборудование. Кому-то обучение по этим специальностям покажется бессмысленным. Однако не надо думать, что металлургия в стране вымерла вместе с остановкой домны на ПМЦЗ. И кроме того, исправлять ситуацию в отрасли как раз и должны свежие кадры. Будут металлурги — будет металлургия, а без людского ресурса ни о какой металлургии и говорить не приходится.

В городе Пермь вузов, техникумов и колледжей довольно много, поэтому перечислять их все сейчас не имеет смысла (желающие найдут подробнейшую информацию в «Справочнике абитуриента — 2012»). Мы постарались сориентировать молодого читателя и его родителей в выборе специальности, и это самое главное. Поэтому из всех учебных заведений краевого центра нам хотелось бы отдельно отметить Пермскую государственную сельхозакадемию им. Д.Н. Прянишникова.

Специалистов-аграриев сегодня готовится, пожалуй, еще меньше, чем техников и инженеров, словно бы село в России полностью вымерло. К счастью, пока еще не полностью. И выживет оно или нет, зависит не от Путина, не от Медведева и уж тем более не от Кудрина с Грефом. А от кого? От наличия специалистов.

Судите сами. Путин может запланировать в бюджете миллиард на подъем растениеводства. Чиновники могут этот миллиард «освоить». Но вот предпринимать реальные действия предстоит почвоведам, сельскохозяйственным энтомологам, агрономам. А их-то сегодня в стране — полтора человека! Мы даже под словом «аграрий» понимаем полуграмотного депутата-демагога, а вовсе не специалиста по сельскому хозяйству. Хотя в нормальном обществе дела должны обстоять наоборот.

Статья у нас может показаться несколько однобокой, ориентированной на юношей. Однако это не совсем так. Все сказанное нами касается и девушек. Неужто бабья участь на Руси — филфак да пединститут? Уж лучше провести жизнь «босой, беременной и на кухне». А если без шуток, то давайте-ка, девушки, присматриваться к реальным профессиям! Сразу всплывает в памяти показательный пример. Мы живем в «алмазном» районе, а между тем самые громкие открытия в геологии русских алмазов сделаны женщинами — Ларисой Попугаевой, Натальей Сарсадских, Екатериной Елагиной, Натальей Кинд и, разумеется, «нашей» Натальей Введенской.

И уж коль речь зашла о геологах, нельзя обойти молчанием Большую Трубу. Сегодня если кто-то и поступает на геолога, то исключительно ради того, чтобы стать нефтяником. Наше отношение к данной тенденции негативное. И на сайте мы стараемся выкладывать материалы, которые доказывают, что труд геологов, далеких от нефти и газа, ничуть не менее интересен и полезен.

Родители! Поговорите со своим ребенком, убедите его, что на нефтяниках свет клином не сошелся, что есть и другие направления в геологии. В конце концов, абитуриент может пойти в университет на день открытых дверей и спросить кого-нибудь из преподавателей в лоб: «Куда мне пойти, если не на нефть и газ?» И будущему студенту с большим удовольствием расскажут о геофизике, минералогии, геоморфологии, геологии рудных ископаемых, гидрогеологии (учении о подземных водах) и других увлекательных науках о Земле.

В том, что ответят с удовольствием, мы не сомневаемся. Уверены, что вузовская профессура порядком устала от студентов, ищущих «золотое дно» в нефтегазовой сфере. Преподавателям хочется видеть перед собой психически здоровую молодежь, заинтересованную в их предмете, а не помешанную на «нефтяных бабках».

Центром геологического образования в Пермском крае является Пермский госуниверситет. Геологический факультет ПГУ включает в себя кафедры:

  • геофизики;
  • динамической геологи и гидрогеологии;
  • инженерной геологии и охраны недр;
  • минералогии и петрографии;
  • поисков и разведки полезных ископаемых;
  • региональной и нефтегазовой геологии;
  • физических процессов горного и нефтегазового производства.

Как видите, помимо нефтяников вуз готовит специалистов и по другим направлениям. Почтенный факультет, формально открытый в 1931 г., а фактически работавший с 1916 г., за годы своей деятельности подготовил свыше 7500 специалистов для производственных, научных и учебных организаций Урала, страны, а также  иностранных государств.

Впрочем, если наш молодой читатель уверен в своих силах и готов поехать за образованием даже за пределы Пермского края, то стоит посоветовать поступать в Якутский университет или МГУ, где ведется подготовка по такой уникальной специальности, как мерзлотовед (геокриолог). Понятно, что предмет изучения геокриологов — вечная мерзлота. Разведка и добыча ископаемых, а также строительство в районах распространения вечномерзлых грунтов представляет немалую научную и инженерную проблему, которую решать сегодня почти что некому, поскольку нет притока ребят по данному направлению. А между тем российская школа мерзлотоведения по качеству образования стоит на одной доске с лучшими геокриологическими центрами Швеции и Канады, опережая американцев, англичан и датчан.

Наиболее престижным считается обучение на кафедре геокриологии Московского госуниверситета им. М.В. Ломоносова, поскольку она, основанная в 1953 г., является старейшей кафедрой мерзлотоведения… нет, не в России — в мире! Хотя гоняться следует не за престижем, а за знаниями, а в этом плане кафедра мерзлотоведения Якутского университета ничем не хуже.

Словом, выбор есть. Выбор богатый. Хватит плыть по течению, пора идти учиться — и брать жизнь в свои руки.

Запись опубликована в рубрике Готовить смену, Посёлки и люди. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

1 комментарий: Куда пойти учиться горнозаводским выпускникам

  1. Прохожий говорит:

    Не могу не присоединиться к этому обращению. После вашей статьи http:///?p=2360 палеонтология в рекламе не нуждается. поэтому без лишних предисловий приглашаю молодых людей, не желающих плыть по течению и не боящихся тяжелой, но захватывающей работы, изучать доисторических существ. Мое личное мнение: лучшие центры подготовки палеонтологов в стране — это:

    МГУ —

    СПб ГУ — http://geology.spbu.ru/department/subdepartments/%D0%9A%D0%B0%D1%84%D0%B5%D0%B4%D1%80%D0%B0-%D0%BF%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BE%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%B8/

    и Саратовский ГУ —

    Но есть и другие, которые я не хотел обидеть. Вот они:

    Томский ГУ —
    Новосибирский —
    Казанский — http://kpfu.ru/main_page?p_sub=9511

    Приходите, присоединяйтесь к охоте за окаменелостями!в ПГУ кафедры палеонтологии нет, к сожалению, хотя курс,по-моему,читается на кафедре региональной геологии.