Игровое рабство

У этой болезни красивое название – людомания. В переводе оно означает «игровая зависимость», страшный недуг, издавна преследующий человечество, но за последнюю четверть века развернувшийся с особой силой из-за появления так называемых компьютерных игр (видеоигр). Их рабами становятся многие, даже старики, но в первую очередь – дети и подростки.

Видеоигра ведет себя, как опаснейший коварный паразит, атакующий самых слабых и незащищенных. Она запускает свои щупальца в мозг, затмевая сознание и парализуя волю юной жертвы. Азарт одурманивает, смешивает мысли, делает ребенка как бы бесноватым. За чехардой картинок на мониторе минуты складываются в часы, игрок (геймер) теряет счет времени, утрачивает связь с действительностью.

Больной начинает жить от игры к игре, не замечая ничего вокруг, продвигаясь словно в тумане. Всеми его поступками управляет одно навязчивое желание – играть, играть, играть…

Игровая зависимость развивается постепенно, начинаясь со слабой потребности занять несколько свободных минут «безобидным» развлечением. К игре привлекают любопытство и реклама, восторженные отзывы сверстников. На более поздних стадиях развивается тяжелое психическое расстройство, когда ребенок почти безвылазно сидит за компьютером, отвлекаясь на короткий сон и походы в туалет. Прогрессирующее истощение психики делает больного нервозным, он не может нормально общаться с родителями и друзьями. Если любимая игра изобилует насилием, то это провоцирует ребенка на агрессию по отношению к окружающим. Спустя недолгое время процесс заканчивается депрессией. Многочисленны случаи, когда потерявшиеся в виртуальном мире геймеры 14–20 лет от роду совершали самоубийство или убийство.

К сожалению, взрослые – которые должны быть здравомыслящими и заботливыми родителями! – нередко не видят никакой проблемы в том, что их ребенок все глубже и глубже погружается в виртуальную трясину. Для этого находятся различные оправдания:

1. Игры нужны для развития ребенка.

Для полноценного физического и интеллектуального развития детям нужно играть. Игры очень полезны, если… если это спортивные игры, турпоходы, шахматы или шашки, логические головоломки и т.д. Никакая видеоигра не дает новых знаний, навыков и умений, не укрепляет здоровья, не закаляет организм. Она учит истерически кликать мышкой – и всё!

2. Игры помогают изучить компьютер.

Снова ложь! Если вы каждый месяц будете садиться на авиарейс в Москву, то все равно не станете вторым Арцеуловым или Нестеровым: чтобы сделаться летчиком, надо самому взять в руки штурвал. Игра – пустое занятие, она не открывает секретов информатики и программирования. Скорее наоборот, видеоигры отнимают время, которое полезно было бы потратить, осваивая разнообразные компьютерные программы (графики, моделирования и т.д.).

3. Жестокость в играх не опасна, мальчики всегда играли в войну.

Конечно, мальчик – будущий солдат и не должен бояться вида крови. Да и девочка тоже не должна расти кисейной барышней, иначе, став мамой, не сможет, например, перевязать ранку своему малышу. Но не бояться крови и жаждать крови – это разные вещи. А видеоигры, где на одной карте требуется убить тысячи(!) противников, приучают именно жаждать крови. Индустрия развлечений давно выпускает компьютерные игры особых жанров – «экшн», «слешер», «шутер», в которых нет приключений, нет по-настоящему игровых элементов, а осталось одно-единственное задание: убей! Впрочем, с недавних пор разработчики «детских» игр присматриваются к другой теме – изнасилование.

Хватит, пожалуй! Читатель – взрослый человек и в состоянии оценить проблему сам. Поэтому лучше задаться вопросом, что же делать с больным ребенком? Как лечить людоманию?

Важнее всего добиться, чтобы ребенок сам увидел свою проблему. И здесь не поможет разговор с родителями. Здесь потребуется помощь школы, детских кружков и секций, военно-патриотических клубов. И школы, и кружки, и клубы должны регулярно проводить занятия, посвященные вреду от компьютерных игр. Но только занятия эти не должны проводиться в виде занудных лекций! Для исцеления детям необходимо самим обсуждать свои проблемы, высказать их.

Почему бы, например, в школе не дать ученикам задание написать сочинение о вреде компьютерных игр? Каждому, кто напишет такое сочинение, – «пятерка» независимо от грамматических ошибок. А если юный автор использует личный опыт, то «пятерка с плюсом». Активность класса будет высока. В ходе работы ученики получат возможность увидеть ту жуткую бездну, каковой является виртуальный мир. Увидеть – чтобы ужаснуться и опомниться.

Для проведения такого занятия очень полезны уроки ОБЖ (или ЗОЖ). Но не менее эффективны и уроки литературы, на которых преподаватель может с помощью учеников разобрать примеры вреда от игровой зависимости, встречающиеся у многих авторов. Для начала недурно взять нечто близкое сознанию молодой аудитории, скажем, фантастический рассказ Л. Пэджетта «Все тéнали бороговы», где изображена трагедия исчезновения детей в пространстве «обучающей» игры. Затем можно перейти к более серьезным произведениям. В том числе к бессмертному «Игроку» Ф.М. Достоевского.

Обсуждение проблемы – первое условие исцеления. А второе – альтернатива. Клубы, кружки, секции (да и школы тоже) для того и существуют, чтобы активнее продвигать интересные и полезные занятия для молодежи. Реальное общение, увлекательные мероприятия и новые впечатления помогут вытащить ребенка из-за компьютера. Наша задача – наполнить каждый день молодежи смыслом, содержанием, действием вместо бестолкового кликания мышкой. Альтернатива видеоиграм есть, в этом спасение наших детей.

А задача родителей? Быть родителями! То есть не оставлять детей без внимания, не игнорировать проблемы, не пускать ситуацию на самотек. И еще: не покупайте своему ребенку видеоигр!

Запись опубликована в рубрике Готовить смену, Общество, Публикации Родника, Социальная сфера. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

10 комментариев: Игровое рабство

  1. Роман говорит:

    Такое впечатление, что статью скопипастили из провинциальной газеты конца девяностых.
    1. Игры нужны для развития ребенка и, равным образом, взрослого, так же, как чтение литературы, рисование, мультфильмы и фильмы. Во-первых, компьютерная игра — это творческая деятельность, во-вторых, приносит эстетическое удовольствие, как прекрасная картина, в третьих, многому учит. Можно сто раз повторить, что «вода камень точит», «терпение и труд все перетрут», но только когда пройдешь игру, которую год не мог пройти, понимаешь это на глубинном сознательном уровне и уже в реальной жизни не боишься браться за длительную работу. И это я еще не про обучающие игры говорю, которых тоже полно.
    2. Игра еще как поможет изучить компьютер. Почему игра не запускается? Куда подложить этот файлик? Как установить мод? Плюс человек учится быстрой печати. И от игры до программирования у человека творческого один шаг — когда надоедает готовое и хочется создать свое. Ну, тут, конечно, от человека зависит.
    3. Жестокость в играх не опасна. Опасна жестокость в реальной жизни — например, армия, где днем учат убивать людей, а вечером унижают друг друга. Если отменить обязательный призыв, жестокости станет куда меньше, чем если бы запретить все игры. И кстати, два важных момента: во-первых, во многих играх у тебя есть возможность выбора — можно совершить злой поступок, а можно добрый, это уж результат твоего выбора, и ответственность на тебе. А во-вторых, у игр есть возрастной рейтинг, и игра с изнасилованием уж точно детской быть не может. Проблема ограничения доступа детей к таким играм — ну, та же самая, что и к порнографии.
    И, наконец, если ребенок предпочитает компьютер реальности, проблема не в компьютере, проблема в реальности. Скорее всего его травят в школе, у него проблемы с друзьями, он не находит применения своим талантам. Отберете у него компьютер — отберете его единственное убежище, и вряд ли он махнет рукой и скажет: «ну что ж, придется жить в реальности». Нет, он начнет нюхать клей, искать забвение в онанизме, увлечется оккультными практиками. Единственный выход — изменить реальность так, чтоб она стала привлекательнее компьютера. Перевести в другую школу, помочь найти друзей — хоть через те же кружки. Улучшить атмосферу в доме — хотя бы перестать часами пилить за оценки, выбираться семьей на природу, а не на даченьку копать картошеньку.

  2. admin говорит:

    Можно было бы «забанить» этот ответ на вызов» современности. Но мы решили оставить.
    Конечно, хотелось бы побольше знать, что за «роман» нам тут пишет отзыв на нашу статью, есть ли у него дети, волнуют ли его вообще вопросы воспитания молодежи, в чем он их видит прежде всего, ну да бог с ним. Таких «романов» сегодня много, когда речь идет о «защите» прав на игры, за которыми стоит аморальный бизнес и вражеская человеческим идеалам геополитика и интересы корпораций, но не стоит реальная педагогика или воспитание детей, где убивается нравственное или патриотическое воспитание молодежи. Роман нам тут ездит по ушам ровно теми аргументами, какими ездят все и вся, желающие «впарить» массам продукты «воспитания» и «развития», где в основе изначально и прежде всего заложены прибыли компьютерных буржуев, аморальное воспитание молодежи, ее умственное отупление (псевдоразвитие).
    Роман, развейте сомнения, укажите игры, дайте тезисы на примере для взрослых. Покажите игры настолько очевидно полезные, что даже взрослые должны ради них бросить работу, дела по дому, заботу о детях. Ведь мы говорили об играх, которые на первом плане, с которыми дети забывают все, отвлекаются от всего, уходят в игры целиком и полностью. Расскажите нам с аргументами…. Которые, конечно, не затронут вопросы психологии азарта, и идеологически разведут (покажут разницу и непохожесть) «серьезной» компьютерной игры для «развития» (хоть одну назовите) и банальные «шедевры» однорукого бандитизма — азартные игры, запрещенные государством.

    Эх, рома-рома, или нет у тебя детей, или ты двуличен и не без умысла, либо ты просто доигравшийся и проигравшийся дурак и неудачник…

  3. Роман говорит:

    С удовольствием с вами подискутирую. Начнем же по порядку.
    Волнуют ли меня вопросы воспитания? О да. Я отлично помню свое детство, и сейчас, будучи взрослым и оглядываясь назад, могу сказать, что в моем детстве повлияло на меня положительно, а что отрицательно. И я вполне естественно хотел бы, чтоб сегодняшние дети получили то хорошее, что я получил, и избежали того плохого, чего не избежал я. Если попытаться выразить кратко, что я думаю о воспитании детей, то, тезисно:
    1. Ребенок должен быть окружен любовью и поддержкой, он должен чувствовать на уровне инстинктов, что если у него что-то не получится — его поддержат, а не втопчут в грязь.
    2. Преступно считать детство лишь подготовкой ко взрослой жизни, детство — это уже жизнь. Учеба, кружки — это все замечательно, но должно оставаться время просто для веселья.
    Но это отдельная и ужас какая обширная тема, лучше меня об этом рассказал бы писатель-педагог Владислав Крапивин, который более тридцати лет руководил детским отрядом «Каравелла», в книге «Струна и люстра» он подробно описывает свои педагогические взгляды.
    Однако об играх. Не совсем понял, о чем вы просите — «Покажите игры настолько очевидно полезные, что даже взрослые должны ради них бросить работу, дела по дому, заботу о детях. Ведь мы говорили об играх, которые на первом плане, с которыми дети забывают все, отвлекаются от всего, уходят в игры целиком и полностью». В моем посте нет такого, что бросить реальность ради игры — это хорошо, не приписывайте мне того, чего я не говорил. Однако я могу назвать конкретные примеры пользы от компьютерных игр, на своем собственном примере и на примере лично знакомых мне людей.
    Первое и самое главное — игра приносит радость. Это уже само по себе достаточная причина, чтобы играть в компьютерную игру. Ну не насекомые же мы, в самом-то деле! Это насекомые делают исключительно то, что приносит им пользу — ищут еду и размножаются, человек тем и отличается, что делает множество совершенно бесполезных, но таких замечательных и дарящих радость вещей — это вкусная, а не только питательная и полезная еда, красивая, а не только удобная и теплая одежда, это произведения искусства, которые не только «служат народу», но и просто увлекательные. К произведениям искусства я отношу и игры. Я помню, как я радовался, когда в детстве прошел игру «The Fantastic Adventures of Dizzy (NES)», как чуть не прыгал от счастья, когда прошел «Battletoads (NES)». Или как сейчас я играю в «Fallout: New Vegas» не столько ради самой игры, сколько из-за возможности побродить по пустыне Мохаве (очень люблю пустынные пейзажи). Или как играл в «Far Cry» первый — сама-то игра так, ничего особо примечательного, зато какие красочные там тропические острова!
    Возьмем для примера вас. Предположим, вы любите встретиться с друзьями, посидеть за одним столом, поболтать за жизнь. Вы это делаете потому, что это приносит пользу или в первую очередь потому, что вам приятно их общество? Или предположим, вы любите посидеть на берегу с удочкой. Вы это делаете, потому что это полезно для психического равновесия, потому что, отдохнув, вы будете лучше работать и больше зарабатывать — или все же ради удовольствия? Я вот лично оставляю за собой право делать что-то исключительно для радости, и детей этого права лишать не хочу. А то ведь какая жизнь у ребенка — учеба, чтобы аттестат получить, кружки — чтоб заранее профессию освоить, игры — только развивающие, книжки — только по школьной программе. Оставьте же ребенку хоть чуточку времени просто жить и наслаждаться жизнью.
    Однако же, помимо только лишь радости, игра может приносить и пользу.
    Как я уже писал, это творческая деятельность. За примерами далеко ходить не надо: популярнейший «Minecraft» (и его многочисленные подражатели) позволяет строить дома, рисовать картины, и — что особенно интересно — строить сложные работающие механизмы и даже электросхемы. Погуглите «minecraft art», «механизмы minecraft», да что там, отдельные умельцы даже работающий компьютер, пусть и простенький, внутри игры построили.
    Это обучение командной работе. Многие современные игры изначально заточены под коллективную игру, что позволяет находить новых знакомых, учиться общению и плодотворному сотрудничеству. Вот когда я был школьником, я со своим другом много времени провел, играя на NES (Dendy) в различные игры на двоих — в «Battletoads & Double Dragons», «Contra», известные «Танчики» («Battle city»), особенно же хороша была в плане командной работы «Chip & Dale 2». Отмечу, что командная игра очень сближает людей, учит заботиться не только о себе, но и прикрывать спину ближнему своему, делиться с ним. Кстати, когда был жив мой отец, я и с ним на пару играл, и пусть у него не очень хорошо получалось, нам было очень весело. Сейчас же подросло поколение людей, умеющих держать геймпад, и я бы каждому родителю посоветовал играть на пару со своим ребенком. Игра может объединять людей — скажем, общеизвестно, что братья и сестры часто ссорятся между собой; купите им игру, в которую нужно играть вдвоем и помогать друг другу — глядишь, и мир будет между ними.
    Для совсем маленького ребенка компьютерная игра может стать первым обучением правилам жестокой реальности. Ведь как обстоит у ребенка: для него родители — верховные божества его маленького мира; если они сказали, что нельзя, значит нельзя, но если очень-очень сильно попросить и даже заплакать, то, может быть, и можно. Но вот ребенок садится за игру и обнаруживает, что, если нет игровых денег, то как ни плачь и ни выпрашивай, бездушный компьютерный продавец не продаст что нужно; как ни говори игровому боссу «ну поддайся мне, я же еще маленький и первый раз играю» — он не поддастся. Зато когда ребенок все-таки выиграет (а как я писал в своем первом посте, игра учит еще и упорству в достижении цели) — это будет стопроцентно его честная победа, а не поддавшийся соперник.
    Все, что я писал выше, относилось даже не к специальным развивающим играм, а к почти любым компьютерным играм вообще. Развивающие же игры для детей выпускаются, например, отечественной компанией «alawar» — на логику, на развитие наблюдательности. У них на сайте есть раздел «для детей».
    А главное отличие азартной игры от игры компьютерной очень простое: возможность денежного выигрыша. Как недавно писал диакон Андрей Кураев: «Азартная игра – нарушение заповеди «Не искушай Господа Бога своего». Игра – нетрудовой способ получения богатства. Если это не труд – значит, надежда на чудо. Источник всякого чуда – Бог. А всякая надежда на чудо, не связанная с молитвой, неприемлема для православного верующего». Термин «лудомания», кстати, именно к азартным играм относится, не к играм вообще.
    Я бы посоветовал вам не отгораживаться каменной стеной от, как вы говорите, «вызова современности», а начать изучать эту область культуры. Самому играть необязательно, но хотя бы почитайте в википедии про сюжеты в играх, посмотрите на ютубе записи прохождений.
    Кстати, зачем вам премодерация комментариев? У вас тут вроде не столпотворение. Сотня-то хоть посещений в день бывает?

  4. Дмитрий говорит:

    https://youtu.be/hlFnGAo5H9Y Сразу заметно, что паренёк получил «ЭСТЕТИЧЕСКОЕ УДОВОЛЬСТВИЕ, КАК ОТ ПРЕКРАСНОЙ КАРТИНЫ» и, теперь, «УЖЕ В РЕАЛЬНОЙ ЖИЗНИ НЕ БОИТСЯ БРАТЬСЯ ЗА РАБОТУ». Просто жуть.

    • Роман говорит:

      Вы не знаете, что за видео запостили. Это знаменитый «Angry german kid», где мальчик ругается, что у него тормозит компьютер и не запускается совсем другая игра — «Unreal turnament». И, как утверждает изображенный мальчик, видео постановочное, ради шутки. Текст про майнкрафт туда уже позже наложили, это не перевод, совсем вольный текст. И множество других вариаций текста есть, про аниме, например. Сетевое творчество.
      Вам следовало запостить это видео:
      http://www.youtube.com/watch?v=yCYT-GTwolU
      Мама удалила аккаунт в игре «World of warcraft».

      • Дмитрий говорит:

        Какая разница, что постить? Подобных роликов в сети предостаточно. Один ужаснее другого. Трудно представить, что за бардак у них в голове. Никто не сможет предсказать на что способен человек, тем более ребёнок, в таком состоянии.

  5. Иван говорит:

    У писателя Сергея Лукьяненко есть хорошее эссе на эту тему, называется «Игры, которые играют в людей».

    • Дмитрий говорит:

      Полное название этого произведения больше подходит к содержанию: «История болезни или Игры, которые играют в Людей».

    • Роман говорит:

      Кстати да, забыл этот текст упомянуть как пример статьи, автор которой разбирается в предмете. Рекомендую всем прочесть.

  6. Watarik говорит:

    Люди боятся того, чего не понимают. Не понимаем компьютерные игры, боимся их? Начинается: ко-ко-ко, учат убийству, ко-ко-ко вредные, ко-ко-ко, запретить.
    А кино вы не планируете запретить? Есть же порнография, она же из детей маньяков вырастит! И книги запретить надо всенепременно! Ведь в книгах встречаются сцену убийства!
    Хватит уже перетирать одно и то же. Игры не зло само по себе. Зло — это когда родитель не может понять своего ребёнка.

    З.Ы, В возрасте шести лет впервые познакомилась с компьютерными играми. Первое знакомство — игра Mortal Combat :3
    Успешно закончила ВУЗ, работаю на интересной работе, счастлива замужем (все критерии успеха на месте, achivment unlocked! :)).
    З.З.Ы, Не маньяк, людей по ночам не избиваю. :))