Краеведение ради будущего

«К краеведам принято относиться снисходительно и считать их безвредными чудаками. А между тем они собирают по крупицам нашу историю, традиции и воспитывают любовь к своей стране». К.Паустовский.

На Земском собрании 28 октября 2015 г. с обращением к депутатам выступил депутат Пашийского сельского поселения, активист Движения «Горнозаводское направление» Александр Дерендяев. В ходе выступления были затронуты несколько вопросов, из них нам сейчас хотелось бы остановиться на первом – о краеведении. Почему первый важнее? Ну, если кто-то считает, будто краеведение – пустое собирание старых газетных вырезок, тогда ничего важного тут не найти. Однако мы предлагаем иное понимание краеведения, в котором видит залог благополучного будущего для подрастающего поколения.

Краеведение – орудие битвы за БУДУЩЕЕ

Часто приходится слышать сетования о том, что люди вокруг стали пессимистичны, безынициативны, не участвуют в общественно полезной деятельности, не обзаводятся семьей и детьми, даже от субботника в собственном дворе отлынивают. Так оно и есть. Сложившееся положение дел можно объяснять по-разному. Обычно всё списывают на финансовые проблемы. Вот только в 1945-м, живя в разрушенной стране и питаясь по карточкам, советский народ трудился много активнее, и по жизни шел бодрее, и семьями люди обзаводились, и детей рожали. Так в чем же разница?

А разница, вероятно, в БУДУЩЕМ. До 91 года мы видели свое будущее, а главное – будущее своих детей радужным, ярким, удивительным. В Советском Союзе родилась мечта о самом лучшем в мире будущем.

Самое лучшее в мире будущее (А. Богослов. «Перед зеркалом»)

Сегодня ситуация обратная, завтрашний день народа – в тумане. Отсюда пессимизм, отсутствие инициатив, нежелание растить детей, чего не одолеть никаким «материнским капиталом». Чтобы исправить ситуацию, нам всем надо заново сконструировать себе будущее, наполнив его глубоким смыслом и сделав пригодным для жизни. Сконструировать обитаемое будущее вместо чёрной дыры.

Каким же смыслом наполнить грядущую эпоху для наших детей? Источники этого смысла надо искать «на родной почве», каждому – в собственном городе или поселке, исходя из местных достижений и открытий, из традиций и новаций, из тонкой связи людей и природы. Всё это в совокупности познаётся краеведением.

Обстоятельное краеведческое обучение детей (и не только) является средством воспитания гражданственности. Оно же открывает копилку положительного опыта поколений. Когда молодёжь увидит успехи развития вчера, она сможет понять, каким должно быть развитие, ведущее в завтра. И разумеется, чтобы попасть в светлое завтра, нужно искренне, от всего сердца желать своей стране самого лучшего в мире будущего. А для этого страну нужно любить. Никто не поспорит, что краеведение прививает любовь к Родине, патриотизм.

Как же обстоят у нас в районе дела с краеведением? Можно с дерзкой самоуверенностью заявить, дескать, «всё о’кей». Есть «какие-то» краеведы, которые «чем-то» там занимаются, и им этого никто вроде не запрещает. Правильно? Правильно. Значит, всё путём? Нет! Это – не краеведение, а хобби единиц, сходное с собиранием марок или открыток.

Подлинное краеведение – это часть общей системы воспитания подрастающего поколения, в которой тесно задействованы (а) кружки и секции, (б) школы, (в) научные учреждения, (г) органы печати, (д) учреждения культуры, (е) администрация поселений. Только при совместной, слаженной работе всех перечисленных структур возможно реальное краеведение, которое помогает нам растить детей настоящими гражданами России.

У нас в районе пока дела обстоят не так. И чиновников, кого вопрос краеведения должен бы волновать – он явно мало волнует. Скажем, в Горнозаводске есть великолепный музей, сотрудники которого более чем добросовестно трудятся. Но дети в музей организованно не вывозятся, учебными программами регулярные тематические посещения не предусмотрены, поддержки в данном направлении со стороны властей не видно. А ведь воспитательная функция музея даст эффект только тогда, когда он заработает, как конвейер. Сказанное касается только взаимодействия со школами, а есть ещё совместная подготовка книг и лекций с объединениями краеведов, есть приглашение специалистов на лекции и публичные чтения, есть партнерство с библиотечным музеем и т.д. Всё перечисленное нуждается в организации и продвижении. В одиночку, по собственному почину директор музея ничего столь масштабного не реализует, большое дело требует большой подмоги. Вот и получается, что краеведческий музей есть у нас, а краеведения нет.

Так что впереди – непочатый край работы. Но есть и нечто менее сложное и уж совсем не затратное. В интересах патриотического воспитания молодежи в краеведческой работе могут (а как сознательные граждане – обязаны) участвовать все видные лица района, все представители интеллигенции. О чём это я? Краеведение для каждого означает: каждый – краевед!

Допустим, Вы – врач. А Вас как врача и гражданина не волнует вопрос о том, что история развития медицины в нашем районе ни кем не ведется? Забыты славные имена, забыты заслуги многих медиков-земляков – хирургов, терапевтов, педиатров. Так ведь и про Вас никто память хранить не станет, так как, получается, что нет у нас такой традиции.

Или Вы – инженер. Ведь Вы могли бы сделать большой вклад в сбор материалов по истории местных предприятий. И опять первым встает вопрос памяти о людях, создававших нашу промышленность. В ходе подготовки к празднованию 70-летия Победы в районе выяснилось, что вклад местных заводов в разгром Наполеона изучен лучше, чем вклад в разгром Гитлера. Разве это нормально?

Или Вы – учитель. Разве история наших школ, судьбы лучших учителей уже написаны и разложены по полочкам?

Или Вы – муниципальный служащий, в особенности чиновник, занимающий весомый руководящий пост. Почему бы Вам не инициировать восстановление биографий достойных руководителей, чья работа по управлению районом и поселениями и сегодня может служить завидным примером эффективного менеджмента, как нынче принято выражаться.

Краеведение – как долг перед прошлыми поколениями, перед обществом, перед будущим. Такая вот постановка вопроса.

Запись опубликована в рубрике Горнозаводский музей им.М.П.Старостина, Готовить смену, Краеведческий клуб "РОДНИК", Посёлки и люди, Публикации Родника. Добавьте в закладки постоянную ссылку.