wordРаспечатать для распространения

Детей не выучить без детских кружков

Открыли мы этим утверждением Америку? Нет, не открыли. Разве лишь напомнили, что район наш пребывает как раз на уровне отсталой американской страны вроде Чили или Никарагуа. И выкарабкаться из ямы нам не помогут ни миллионные инвестиции, ни консультации ведущих мировых экспертов, ни нанотехнологии, ни государство, потому что государство – это мы сами. Опыт многих наших предприятий показал, что решение почти всех проблем упирается в подготовку молодежной смены, и начинать этот процесс надо с воспитания детей. Потому что дети ― это не просто «ресурс», они ― будущее. Какими они вырастут, таким и быть нашему общему будущему.

Наши общие, целенаправленные и всемерные усилия по организации самых разных детских кружков в районе – это понятный и реальный способ улучшения нашей с вами жизни, развития района. Кто не согласен?

Детские кружки, это путь очень медленный. Но разве мы уже не пробовали получить «всё и сразу»? Разве мы не получали каждый раз «ничего и надолго». Неужели мы не взрослеем? Неужели мы как сегодня наши собственные дети всё ещё столь же слепы перед призывами вроде «Будущее – это «здесь и сейчас» (сходите по ссылке).

Разумеется, некоторые отнесутся к нашим словам скептически. И скажут: «Вел я кружок, а мне за это даже спасибо не сказали»

Да, были в районе энергичные и неравнодушные люди, которые или вели кружки, или пытались их основать, но по нерадению властей (либо по чрезмерному радению властей об экономии бюджета!) все эти благие начинания были спешно похоронены без поминок и панихиды. Некоторые из энтузиастов в итоге даже подверглись оскорблениям со стороны «начальства».

Мы обиду таких людей понимаем. Когда бьют по рукам, то ничего, кроме пессимизма, в душе не рождается. Хуже того, впредь не возникает ни малейшего желания пытаться дальше работать с детьми. Хочется одного: послать эту несуразную жизнь в баню и ни во что больше не ввязываться.

Понять можно. Посочувствовать можно. Но согласиться с такой позицией нельзя, потому что проблемы воспитания это не решает. Дети растут, годы уходят ― а что реально сделано? Есть такая поговорка: знал бы, где упаду, так соломки бы постелил. Забота о подрастающей смене как раз и является таким способом постелить соломку для всего народа, всей страны. Падать нам придется часто, ведь кризисы ― штука повторяющаяся. Стало быть, без «соломы» не обойтись.

Нарочно не станем поднимать вопрос о геологии, поскольку геологический кружок на Урале ― вещь самоочевидная (просто удивительна слепота и бездеятельность в этом направлении тех, кто «куёт нам кадры»). Для примера затронем лучше необходимость открытия кружков другой направленности. Скажем, географического. География ― основа краеведения. А ведь никто не поспорит, что надо знать край, в котором живешь. Кроме того, на географии замыкаются история, физика, экология, экономика и масса других научных дисциплин. Вот как вспоминает свои детские поучительные поездки, которые устраивал ему отец, академик Ю.А. Орлов (1893―1966):

«Мы пропутешествовали по Сухоне, всей Северной Двине, Ваге; побывали на Вычегде, Пинеге, Ваенге и на многих других реках. “Год путешествий равен двум годам учения в университете”, ― говорил отец. Мы вскоре хорошо знали сплав бревен, их сплотку в огромные паромы; осмотрели старые, дымные “смолокурные печи” и новые душистые канифольно-скипидарные заводы; много раз бывали на лесопильных заводах; подолгу любовались погрузкой леса на большие английские, норвежские, французские пароходы. Мы подробно осматривали северную старину с ее монастырями, скитами, старыми бревенчатыми церквями. Нам были с объяснениями показаны сухой и светлый сосновый бор; ломки гипса; соляные ключи с остатками старинных солеварен».

Детей поездки по району поначалу будут прельщать романтикой, однако через эту романтику им будут даваться ценнейшие знания. Скажем, о былом распределении промышленности и механизмах ее теперешнего угасания в разных поселках. Посещение руин старых заводов расскажет больше, чем полный курс производственного менеджмента в вузе.

В подобных ситуациях у нас принято пальцем на школу показывать. Но если поразмыслить здраво, то на школу надеяться бесполезно (хотя соучастие должно быть). Во-первых, у нее свои задачи, в связи с чем школа никогда не заменяла собой кружков. Да и не смогла бы заменить, даже если бы сильно захотела. Дело в том, что школа ― это всего лишь школа, а кружок ― это школа жизни. В кружке ребенок приобретает навыки трудовой деятельности в коллективе, навыки самообучения, а также начальные представления о сложности и разнообразии жизненных ситуаций.

Впоследствии эти знания и умения помогут молодому человеку правильно поступить в техникум (колледж), правильно выбрать специальность. Помогут найти работу. Помогут продержаться на плаву при очередной вспышке безработицы. Помогут сделать карьеру и стать уважаемым специалистом.

По вине телевидения люди при слове «карьера» мысленно представляют топ-менеджера в банке и пожимают плечами: «Куда моей дочери/моему сыну до таких высот». И совершенно забывают, что карьеру можно сделать, где угодно. Ваш сын может, например, не стать банкиром. Но это не значит, что он должен прозябать никчемным слесарем-алкоголиком, у которого руки не тем концом вставлены, если перед молодым человеком открывается дорога к сварщику шестого разряда ― квалифицированному рабочему, почти инженеру, который востребован в любой производственной или ремонтной фирме!

А во-вторых, надо принимать в расчет то печальное положение, в котором оказалась сегодня школа. Она же в нынешних условиях не имеет возможности готовить детей к взрослой жизни, она просто учит сдавать ГИА и ЕГЭ. И все!

Добавим к этому отвратительно низкое качество некоторых учебников. Современная образовательная программа не только кружку не подходит ― она вообще ни на что не годна! Не будем сейчас обсуждать пособия по географии и истории России, это слишком больной вопрос. Лучше посмотрим, что пишут в других книгах. Например, в одной из школ использовался учебник по истории средних веков, где отсутствовал рассказ про Жанну д’Арк. Мы говорим: «в одной из школ» ― потому, что знаем только один такой ужасный пример. А если копнуть как следует, то подобных примеров обнаружатся десятки.

Кстати, интересно: кому понадобилось вырезать из школьной программы Жанну д’Арк? Сдается нам, у Минобразования РФ на Жанну зуб потому, что она спасала Францию от Англии, а французские власти девушку продали ― и заодно продали свою страну, сделавшись навеки политической прислугой англичан. Вот и не хочет кто-то нашим детям рассказывать о подвигах и борьбе за свободу Отечества.

Итак, без кружков району ― никуда. Кружки нужны везде, где есть дети, а не только в Горнозаводске. Мы, искренне сочувствуя тем, уже кто устал ждать поддержки в своём важном деле работы с детьми, мы, тем не менее, просим вас – не сдавайтесь! Более того, мы обращаемся ко всем, кто мог бы что-то дать нашим детям, кто о себе высокого мнения, как о специалисте. Если вы знаете как увлекательно подать детям геологию, географию, физику, химию ― тогда вы просто клад для своего поселка, давайте сделаем ВАШ кружок. Если же вы сами не готовы работать с детьми, но знаете таких людей – давайте их вместе уговаривать на работу в кружках. Мы сделаем всё, чтобы поддержать такие начинания и «продолжания», в том числе материально и финансово. Дайте лишь нам знать.

И еще. Кто-то и рад бы взвалить на себя такое бремя, но не представляет, с чего начать. Поэтому мы обращаемся к тем, кто уже вёл или пытался основать кружок. Вам схема действий примерно ясна. Тогда, пожалуйста, поделитесь вашими соображениями с нами и с другими потенциальными района. Мы готовы через сайт рассказать о любом опыте работы с детьми.

Мы уверены, детские кружки, что это верный и посильный путь.

Запись опубликована в рубрике Готовить смену, Посёлки и люди, Проекты и инициативы РОД "ГОРН". Добавьте в закладки постоянную ссылку.