Наше новое предложение учителям района – создание своего аудиобанка в интернете. Создать его очень легко, было бы желание – это ведь не коммерческий банк создавать. Единственной проблемой может оказаться отсутствие кое-какого оборудования, но эту проблему в состоянии решить за вас, граждане учителя, Движение «ГОРН». Вам стоит лишь прислать на наш электронный ящик свою заявку, и мы выйдем с вами на связь. То есть вы сами будете заняты исключительно исполнением своих прямых профессиональных обязанностей, которые лежат на любом педагоге.
Что такое аудиобанк и для чего он нужен?
Временами нам приходится слышать по радио или по телевизору выступления младших школьников, читающих наизусть какие-либо стихи — о природе, Родине, дружбе и просто детские смешилки. При этом в стране до сих пор не получило развитие создание аудиобанков.
А между тем представьте себе, если наши школы будут систематически проводить записи стихов, рассказов и сказок в детском исполнении. Причём в рамках основного, а не только дополнительного образования. Используя простые звукозаписывающие компьютерные программы, можно за один урок записать сразу несколько выступлений детей. Все эти (или лучшие) выступления могут быть доступны как ученикам, так и их родителям, а заодно школам за пределами района, если мы создадим аудиобанк в Интернете.
Дети могут записывать свои выступления дома – технически большинство из них уже давно готовы к выполнению таких домашних заданий. При подготовке к уроку дети могут не заучивать стихи наизусть, а учится художественному чтению. Многим родителям, мы уверены, будет интересно в этом помочь своим детям и тогда познание литературы будет качественно и количественно расширено и детьми и взрослыми.
Попробуйте красиво прочитать что-нибудь вслух (например, пушкинское вступление к «Руслану и Людмиле»: «У лукоморья дуб зеленый…») и оцените, как это нелегко сделать на «пятёрку» с первого раза. А если наши дети будут читать вслух и часто, то представляете, как серьезно они опередят в развитии нас с вами в своём возрасте: им придётся готовиться и читать самим, слушать других, брать из выступлений других лучшее. Наши дети просто несравненно красивее и правильней будут говорить. И как много вспомним мы, родители, из школьной программы, слушая записи своих детей, как много мы, наконец-то, узнаем о современной школьной программе по литературе.
Заметим, что участие в записи — это еще и способ для ученика заработать «5» по литературе. Причем оценка будет заслуженной, поскольку ребенок старательно тренировался перед записью, а во время записи по-настоящему красиво прочел произведение.
Ему помогали родители? Вот и замечательно! Родителям тоже пойдет на пользу участие в таких мероприятиях. Ради большего азарта эти мероприятия можно проводить в формате состязаний на звание лучшего чтеца, причем приглашать к участию целые команды. Чтецов будет два человека, а остальное — «команда поддержки» из одноклассников с родителями. Они и помогают, и дают советы, и делают поправки, и морально поддерживают.
В итоге получаем такую схему. Каждый класс готовит лучших чтецов, которые «с чувством, с толком, с расстановкой» прочитают какую-либо вещь в микрофон. Запись будет оцифрована и в виде звукового файла (аудиофайла) выложена на особый веб-сайт, принадлежащий школе, который так и будет называться — аудиобанк.
Зачем это надо? Прежде всего это необходимо, чтобы простимулировать младших школьников к изучению литературы. Посудите сами. Одно дело стоять и бубнить («быстрей-быстрей») непонятно какой стишок перед одноклассниками, строящими тебе рожицы. И совсем другое дело — читать произведение на микрофон, чтобы потом твоя запись оказалась в интернете. Это же стимул!
Ребенку такая затея придется по душе. Это увлекательно и почётно, это придает особый смысл его стараниям в чтении.
Но главное не это, главное — воспитательное воздействие подобного мероприятия. У ребенка не только появится желание заниматься литературой, но еще и появится понимание смысла, заложенного в те или иные произведения. Ведь во время записи школьнику предстоит читать внятно и выразительно, а для этого нужно осознавать, что ты читаешь. Стоя у доски, большинство детей не читает текст, а старается оттарабанить его и быстрее вернуться за парту.
Дальше — больше! Мы ожидаем, что число желающих принять участие в записи не ограничится одним-единственным учеником, но будет расти до некой планки. Надо надеяться, планки весьма высокой. И чем больше школьников удастся вовлечь в орбиту этих мероприятий, тем большие показатели успеваемости будет показывать вся школа.
Как видите, уважаемые горнозаводские педагоги, с вашей стороны требуется не так уж много, причем ничего не выходит за рамки ваших профессиональных обязанностей:
- составление плана чтений и перечня обязательных произведений;
- подготовка школьников-чтецов и проведение мероприятий по записи.
С нашей стороны:
- помощь в приобретении и освоении звукозаписывающей техники;
- помощь в разработке и программировании веб-сайта.
Перспективы развития проекта
Сейчас мы говорим о выгоде для конкретной школы, которая взялась бы за реализацию данного проекта. А ведь аудиобанк полезен не только какому-то одному заведению. Если правильно провести рекламную раскрутку сайта, то его станут активно посещать педагоги для бесплатного скачивания наших записей, чтобы перенять опыт и заодно простимулировать своих учеников, предоставив им ваши записи.
Подлинным сокровищем эти записи окажутся для воспитателей дошкольных детских учреждений. Читать детсадовцам сказки и стихи очень трудно — в этом с нами согласится любая воспитательница. Детям быстро это надоедает, они начинают шуметь, баловаться. Да и у самой воспитательницы язык заплетается, поскольку ей, бедной, весь день приходиться говорить-говорить-говорить!
Аудиобанк принесет в детсады спасение. Малышня с неподдельным внимание станет слушать выступления школьников. Ведь для детей гораздо интереснее те сказки, которые рассказывают другие дети (особенно если эти дети постарше и уже ходят в школу). И кроме того, воспитательница во время «сеанса чтения» получит небольшую передышку. И для этого всего-то потребуется скачать несколько файлов на МР3-плеер.
Впрочем, «ГОРН» не намерен останавливаться на перечисленном. Ясно, что так будет выглядеть лишь начальный этап работы. А что потом, по мере развития проекта?
У школ появится повод лишний раз напомнить о себе и своих проблемах районной и краевой администрации. Учителя-«аудиобанкиры» всегда могут заявить: смотрите, мы работаем, реализуем большой и полезный проект, надо бы и с вашей стороны что-то сделать. В том числе имеет смысл организовывать межшкольные конкурсы (вроде «Литературный чтец года») и привлекать к их проведению чиновников, которые будут награждать учителей, показавших наилучшие результаты по наполнению аудиобанка.
А далее… Впрочем, вы и так убедились, что проект можно развивать и развивать, открывая для детей новые горизонты деятельности. Поэтому не станем сейчас фантазировать и заглядывать в далекое будущее. Лучше подождем отзывов из школ. И помните, АУДИОБАНК — это просто. Надо просто взять и сделать интересный и полезный проект.
И в качестве примера совсем красивое чтение, пока, увы, не детское:
Напоминаем наш адрес электронной почты: info@gornozavodsk.su
Мой коммент будет немного грустным, но… Банк записей очень поможет в обучении слепых детей.
Конечно поможет.
И тем поможет, кто реально удалён от цивилизации (Вильва, Промысла, Медведка, Средняя Усьва, Бисер и другие) и в определенном смысле — тоже слепой.