Контроль над ценами — в силах общества

(Библиотека народного депутата)

«Над всей Испанией безоблачное небо» — это известный позывной к началу военного мятежа против Второй республики в Испании, прозвучавший 18 июля 1936 года в эфире радиостанций и послуживший сигналом для одновременного совместного выступления пятой колонны по всей стране, которое стало началом гражданской войны 1936—1939 годов.

А вот другой «позывной»: — Нужно сделать все вместе с владельцами сетевых магазинов, с аграриями, вместе с посредниками, которые принимают участие в этих цепочках, чтобы не допустить необоснованного роста цен, — отметил премьер-министр.

Именно так сказал Дмитрий Медведев министру сельского хозяйства Николаю Федорову на встрече 8 января 2015 года.

1. Социальная справедливость в справедливых ценах

Высказывания премьера достаточно для того, чтобы понять, что Правительство во главе с его председателем складывает с себя всю ответственность за рост цен на продовольствие в стране, и назначает Федорова обычным стрелочником в этом вопросе. Что может министр сельского хозяйства против западных санкций, антигосударственной деятельности Банка России и собственного кабинета министров?

Поэтому данное высказывание звучит как известный для всех пароль, как понятный сигнал для спекулянтов всех мастей к расшатыванию национальной экономики. Делай всё что можешь, контроля за ценами (а значит, и ответственности) не будет. Благодатное время — когда миллионы и миллиарды делаются не трудом, а банальной спекуляцией.

Рост цен, безусловно, делает невозможным реализацию в обществе принципа социальной справедливости, поскольку наценки съедают и заработки, и даже многолетние накопления. А в итоге рост цен подрывает устои российской власти, в том числе — авторитет Президента, которого так желают сбросить наши геополитические «друзья».

Но лучше оставим в стороне политику и геополитику. Вернемся к проблемам широких масс населения — тех граждан, кто и так с трудом сводит концы с концами, а теперь, вновь станет главным донором спекулянтов всех мастей. Существует ли реальный путь обуздания спекуляции и произвольного, бесконтрольного «рисования ценников»?

Для ответа на этот вопрос нужно точно обозначить болевой участок, зону накручивания цен.

Продукты питания все мы сегодня главным образом покупаем в магазинах. Причем с каждым годом конкуренция на рынке розничной торговли все меньше: в крупных городах все больше доминируют магазины известных транснациональных сетей — «Ашан», «О-кей», «Метро» и т.д., а в небольших городах и поселках — национальные торговые сети, всевозможные «магниты», «пятерочки» и «семерочки». В то время, когда почти каждому из нас трудовой рубль достается потом и кровью, указанные и прочие торговые сети успешно «пылесосят» доходы населения, делая это уверенней и уверенней. Со всеми вытекающими последствиями:

а) рост социальной напряженности вследствие «проедания» семейных доходов;

б) угнетение местного производства вместо его стимулирования;

в) отток денег из районов и поселений за счет перемещения прибылей торговой сети за рубеж (в том числе в офшоры);

г) уплата минимальных налогов (главным образом с зарплаты работников) и, как следствие, падение доходов бюджета;

д) неполноценное снабжение населения, дефициты по ряду товаров, возникшие «из соображений рентабельности» продавца-монополиста.

Как видно, последствия бьют не только по карману отдельных малоимущих семей, но по муниципальному образованию в целом. Страдает и население, и местное хозяйство (если только вообще разумно разделять людей и экономику). Иные регионы остаются совершенно не охвачены торговыми сетями; например, в Чукотском АО на долю частной торговли в 2014 г. приходилось 2,2% оборота, поскольку частный сектор здесь работать просто не хочет. А есть ли альтернатива? Нет, поэтому невозможность приобретать необходимые товары приводит к еще большему спаду экономической активности. Постепенно, под сонмом накапливающихся разноплановых проблем, вызванных торговым монополизмом, отдельные поселения и целые районы нищают, превращаясь в депрессивные зоны. Таким образом, мы живые и свидетели и жертвы «сверхэффективного» рыночного механизма организации торговли образца капиталистического монополизма.

2. Муниципальные торговые сети гарантируют справедливые цены

Пусть такое положение вещей нравится Европе и Америке, но мы-то с вами живем в России, и нам очевидно, что такая торговля — это верх цинизма и социальной несправедливости. Встает вопрос: что делать?

Вход всегда там, где и выход. Раз наши беды исходят оттого, что торговлю подмяли под себя торгаши-монополисты, значит, надо искать и внедрять способы перетянуть на себя одеяло розничной торговли. Решение есть и даже испытано в отдельных поселениях, так что лишь нуждается в распространении на всю российскую провинцию. Надо создавать и развивать муниципальные торговые предприятия, а по возможности наращивать целые сети муниципальной торговли.

Статья 8 Конституции РФ гласит:

1. В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

2. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Если Конституция защищает «равным образом» разные формы собственности, то почему у нас почти на 100% вся торговля частная, да еще и монополизированная? На муниципальные и государственные предприятия торговли сегодня (2013) приходится оборот в размере 201,5 млрд. руб., что составляет 0,9% от общего торгового оборота. Так быть не должно. Муниципальные собственность, производство и торговля нуждаются в поощрении и поддержке.

Муниципальный — это значит подконтрольный муниципалитету. Муниципалитет же, в свою очередь, так или иначе подконтролен избранной народом власти, а, значит, и самому народу. Мы не питаем иллюзий по поводу реальной «подконтрольности» власти народу на местах, но таки народ и теоретически и практически может влиять на муниципальную власть, а значит, и на действия этой власти. Выбрать — не выбрать, спросить — посадить — это вполне возможно сделать с муниципальной властью и чиновниками при желании народа. Нелегко, но можно. А вот повлиять на хозяев частных магазинов никто из нас ни по отдельности, ни все вместе законными способами не имеет ни единого шанса.

Если власть печется о своем народе, то цели появления и деятельности муниципальных магазинов вполне могут учитывать интересы местного населения. Это значит, что десятки тысяч магазинов по всей стране могут учитывать интересы населения на местах, если эти магазины буду в прямой зависимости от местной власти.

У муниципальных магазинов много плюсов и большие рыночные преимущества. Перечислим:

а) розничная реализация товаров, особенно продовольственных продуктов, по ценам ниже, чем у продавца-частника;

б) возможность длительно держать цены на приемлемом уровне, не вовлекаясь в спекуляцию;

в) успешное налаживание связей с поставщиками потребительских товаров, которые больше будут доверять муниципальному магазину, а не частному;

г) продолжение работы в периоды спада рентабельности вплоть до убытков;

д) поступление в местный бюджет немалых доходов в виде прибыли муниципального магазина;

е) частичное решение проблемы занятости в поселениях.

Собственный продуктовый магазин в руках администрации открывает реальные возможности поддержки местного производителя продуктов питания. Национальная, а тем более транснациональная торговая сеть работают, уж конечно, не с производителями продуктов на местах. Муниципальному магазину выгоднее сотрудничать преимущественно с местным производителем. Более того, муниципальные магазины не ограничиваются поддержкой местного производителя, но и сами содействуют появлению новых предприятий.

Сегодня везде, где власть позаботилась о создании муниципальных торговых предприятий, эти организации обрастают сетью других муниципальных структур. К магазину присоединяются хлебопекарни, комбинаты школьного питания, кафетерии с собственной кулинарией и т.д.

3. Муниципальным предприятиям — быть!

Итак, призываю депутатов районных дум и поселковых советов, моих однопартийцев, а также всех активистов-общественников поднять на местах вопрос о желательности создания муниципальных предприятий. В данном случае — сетей продовольственных магазинов и сопряженных с ними организаций. Хотя в равной степени можно вести речь о создании жилищно-коммунальных предприятий, ритуальных служб, предприятий общепита и даже производств, как небольших, так и вполне приличных по объемам выпуска.

Открыть муниципальный магазин несложно, это занимает не более двух месяцев. Законодательный базис для деятельности подобных организаций давно наработан. Строго говоря, условия для развития муниципальной торговли были созданы еще на заре капитализма президентским указом от 25.11.1991 №232 «О коммерциализации деятельности предприятий торговли в РСФСР», который ныне дополнен федеральными законами от 28.12.2009 №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», от 30.12.2006 №271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовом кодексе Российской Федерации», от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и др.

Если завтра вы приступите к делу, то не сомневайтесь, что всего за год заметно потесните частную, и тем более монополистическую торговлю в районах и поселениях. Из многих поселений гигантские торговые сети уйдут сами, едва столкнувшись с конкуренцией. Разумеется, в крупных городах реализация подобного плана трудноосуществима, здесь муниципалитет в менее выгодном положении, но речь сейчас не о мегаполисах.

Известный аргумент, что местная власть будет коррумпирована при наличии у муниципалитетов коммерческих структур, — не выдерживает никакой критики. Во-первых, через депрессивные районы и малые поселения не проходит «золотых потоков», отчего здесь не сложились условия для расхищения бюджетных средств. Здесь коррупция встречается реже, имеет иные масштабы и не является системообразующей, как в крупных городах.

Во-вторых, местным властям будет невыгодно рисковать эффективным предприятием, т.к. оно улучшает показатели бюджета, снижает социальную напряженность, дает работу родственникам чиновников (в малых поселениях члены администрации состоят в родстве со значительной частью граждан). А риск потерять муниципальный магазин очень велик, поскольку его всегда будет готов заменить торговый гигант-монополист.

И в-третьих, ни в каком поселке администрация не сможет своровать столько, сколько сегодня законно снимают с населения торгаши-глобалисты. Ни один частный владелец не может быть привлечен к ответственности ни за повышение цен, ни за многие нарушения в правилах торговли. А вот руководство муниципального магазина за любые шутки может законно поплатиться. Кто станет утверждать, будто для народа лучше законная безответственность и беспредел, чем ответственность перед людьми и законом?

Конечно, сегодня трудно найти грамотные и, главное, честные кадры для муниципальной торговли. Но это — общая проблема для государства. Нам на всех постах, направлениях и уровнях не хватает людей готовых работать не на свой карман, а на благо людей и страны. Руководящие должности в муниципальной торговле — частный случай. Мы перестали воспитывать патриотические кадры и получили грабителей государства и народа везде и всюду. Но выход всегда там, где вход. Надо активно заниматься патриотическим воспитанием, а если нужно, и перевоспитанием.

Практически же, в нынешних условиях в поселениях достаточно найти и поставить честных и принципиальных людей в ревизионную комиссию при муниципалитете или Совете депутатов. Мой депутатский опыт показывает, что в небольших поселениях народный и депутатский контроль хоть и не может решить всех проблем, но обладает подчас немалой силой. При наличии работоспособной и неподкупной комиссии в руках депутатов и их избирателей окажется полноценный набор инструментов не только для контроля руководителей муниципальных предприятий, но и для их воспитания, переформатирования на социальную ответственность.

В отношении же заморских торговых гигантов красивые речи о социальной ответственности так и останутся благими пожеланиями.

Дерендяев А.В., депутат Пашийского сельского поселения.

Запись опубликована в рубрике Активное общество, Депутат Дерендяев А.В. (Пашия), Депутат Кошков Г.М. (Пашия), Депутатская работа, Жизнь Пашии. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

5 комментариев: Контроль над ценами — в силах общества

  1. Марат говорит:

    Муниципальные торговые сети утопия, муниципалы итак кое-как концы с концами сводят, торговля будет в убыток. А Вам автор для начала откройте ИП поторгуйте , а потом пишите…..

  2. admin говорит:

    Кто не работает, то не ест. О чем поговорка?
    Нет у муниципалитета бизнеса — нет и возможностей. И концы с концами уже не сводят, и не сведут уже никогда, если своим бизнесом не обзавестись.

  3. Неравнодушный говорит:

    Непонятно, при чем тут ИП? Речь то в статье про торгсети. Две большие разницы. И даже очень большие. Тем более что торгсети душат ИП капитально. О чем знаю не по наслышке, а на печальном примере близких людей.А вот успешные муни.магазины есть. Если люди работать хотят (и зарабатывать), а не заседать в ожидании распилов-откатов-отмазов-подмазов. Вот такой муни.магазин: http://mpumt.ru/. Могут, когда захотят!

  4. Смотрящий говорит:

    Так за чем же дело стало?
    Вы, уважаемый Админ, депутат Пашийского сельского поселения,
    взяли бы и на практике доказали состоятельность своих теорий.

  5. Skif говорит:

    Докажем.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *