Помянули, нечего сказать…

28 мая в Пашии состоялся субботник. Точнее: как бы «состоялось» нечто, что при всем желании трудно назвать субботником. Но сначала позвольте одну вещь отметить, в качестве предисловия.

Как вы думаете, надо ли с почтением относиться к своим усопшим родственникам? Говорите, что надо… Ну, ладно, это вы признали.

Тогда вот вам второй вопрос: нужны ли для этого какие-то особые причины? Ага, говорите, что никаких причин не нужно, так как это просто моральный долг. Прибраться на бабкиной могилке – равно, что стакан воды живой матери подать.

Следующий (последний) вопрос: как назвать человека, который этих простых вещей не понимает и понимать не желает? Который не испытывает ни малейшего уважения к покойным, хуже того – бесстыже игнорирует свои обязанности по отношению к их захоронениям.

Этот вопрос самый важный. На два предыдущих мы ответили и сами, а вот на последний – затруднились, поскольку не нашли достаточно обидных слов для обозначения такого хама. Ведь это самый натуральный хам, и никак мягче не скажешь – можно лишь сказать жестче. Судите сами. Есть вещи, которые незачем объяснять даже малым детям. Тем более глупо объяснять же здоровенному, взрослому дядьке, что кладбища требуют заботы и ухода и что, мол, это его (дядьки) обязанность. Нет, взрослые должны все понимать сами.

Без объяснений!
Без агитации!
Без уговоров!

А когда взрослые дяди и тети делают вид, будто не понимают очевидного, – это банальное хамство с их стороны.

На так называемый «субботник» в Пашии 28 мая пришло всего-навсего семь человек. Семеро!!! Еще меньше, чем в прошлом году, когда субботник собрал «аж» 12 пашиян. А ведь были и уговоры, и агитация, и объяснения. Здоровенных тунеядцев вежливо уговаривали через газеты и объявления на магазинах. Несмотря на все уговоры, в этом году только семерым было дело до состояния нашего многострадального, заброшенного, загаженного кладбища. Где спят вечным сном многие поколения пашиян: и те, кто помнит Отечественную войну 1941–1945, и те, кто помнит Отечественную войну 1812. Деды и прадеды, наша кровь, родоначальники наших фамилий, защищавшие и обрабатывавшие Русскую землю, а на исходе своих дней завещавшие ее бесстыжим потомкам.

Впечатления от увиденного неприятные. Запустение, если выразить одним словом. Мусора на кладбище – ужас! Оно и понятно: если бы уборка проводилась регулярно и, главное, МАССОВО, то с каждым разом становилась бы все легче и проще, поскольку мусор не успевал бы накопиться. А так… Кучи хлама поверх нечужих нам людей. Страшно.

Вы, господа непришедшие, хотя бы осознаете, что уборка кладбища – самые настоящие поминки? Или в вашем представлении поминки – 100 грамм под грибочки? Увы, расстроим вас: слово «поминки» идет от «вспоминать», а не от «нажираться». Подмести могилки, собрать мусор – труд невеселый, зато хорошо вспомнишь всех тех, кого рядом нет: с кем жил бок о бок годы, кого едва запомнил маленьким ребенком, кого не застал вовсе, но слыхал о нем от родни. Всех вспомнишь и всем отдашь долг памяти, приведя в порядок захоронения.

Если угодно, в этом и состоит глубинный смысл бытия человеческого: платить по долгам. У достойного человека моральные долги всегда погашаются: заботится о стариках-родителях – отдает сыновний долг, служит в армии – отдает долг Родине, ухаживает за кладбищем – отдает долг памяти.

Безнравственный человек легко и беззаботно игнорирует свои долги перед родными, перед обществом, перед Отчизной. Так веселее – брать, брать и брать, ничего не возвращая взамен. А еще здорово возомнить себя великим умником, а порядочных людей считать дураками. Пускай дураки взваливают на себя все хлопоты, раз им больше надо. Уверены, что ту семерку вышедших на субботник «умники» тоже посчитали «дураками».

Подводя итог, позволим себе еще одно наблюдение. На Руси обожают ругать власть за лень и нерадивость, и жители Горнозаводского района – не исключение. Да вот только жизнь показывает, что бездействие плохого чиновника продолжает собой бездействие и равнодушие обывателей. Когда ленятся граждане – будет лениться и чиновник: зачем ему заниматься тем, что никому не интересно?

Например, мы требуем от чиновников, чтобы они превратили каждое кладбище в красивое благоустроенное место, поставили памятные знаки на могилах героев, провели опись захоронений, создали их цифровой каталог в интернете и т.д. Но зачем какой-то чиновник станет так стараться, если он знает, что большинству граждан судьба кладбища абсолютно безразлична? И какое вообще право мы имеем что-то требовать, если сами ленимся смести пыль с могилки родного человека?

Хотя случается, что некоторые чиновники оказываются инициативнее рядовых граждан. Хотите – верьте, хотите – нет, но пашийская администрация на субботнике 28 мая присутствовала и составила большинство. Это к вопросу о порядочности.

11 июня сего года в Пашии состоится повторный субботник. Нужно доубирать то, что не удалось осилить семерым за один майский день. Надеемся, что те, кто не пришел 28-го числа по каким-то личным обстоятельствам, непременно придут 11 июня. А еще мы надеемся, что на совесть своих работников «надавят» руководители предприятий. Если людям трудно самим собраться и выйти на такой важный субботник – таким людям административный «пинок» не помешает.

Хотя мы надеемся, что порядочные люди в поселке не перевелись.

 

Запись опубликована в рубрике О Движении Горн, Пашия. Добавьте в закладки постоянную ссылку.