Что сделали земства для Пермской губернии

Со всех постов и трибун ведется остервенелая атака на местное самоуправление, которое объявляется «неэффективным», «затратным», «безграмотным» и т.д. С вопиющим нарушением норм Конституции повсеместно гасятся и вытаптываются очаги подлинного, низового народовластия. Но давайте зададимся вопросом: а что было бы, если бы местному самоуправлению дали самостоятельность, свободу зарабатывать, свободу расходовать заработанное, свободу управлять своей территорией в интересах местного населения? Оказывается, были в отечественной истории такие периоды и не раз. В том числе во времена России, «которую мы потеряли» и о которой сегодня притворно льют крокодиловы слезы творцы кошмарной муниципальной реформы.

Русские земства служат образцом высокой результативности самоуправления, доказательство исключительной полезности местного самоуправления для страны. Что видно, например, из размещенного ниже исследования по истории пермских земств от 1914 года. Автор исследования – пермский краевед, статистик и общественный деятель, уроженец Ашапского завода Осинского уезда Дмитрий Михайлович Бобылев (1869–1931), член правления Пермского общества краеведения в 1925–1930 гг.

Что сделали земства Пермской губернии в интересах местного края

Д.М. Бобылев

Перед введением земских учреждений пути сообщения в Пермской губернии были весьма плохи, горная промышленность не развивалась, а падала, нигде не заметно было особого экономического довольства, а наоборот, существовали целые уезды, в которых хронический голод стал нормой. В то же время на населении накопились громадные недоимки, и сами жители жаловались на отсутствие прибыльных заработков. Повсеместное развитие пьянства в губернии составляло бесспорный факт. Вообще, по свидетельству разных источников, все обширные отрасли народного хозяйства носили на себе следы отсутствия всяких о них забот, так как всем делом ведал приказ, далеко отстоящий от интересов населения и ясного понимания его нужд.

Великим актом 19-го февраля 1861 года уничтожено было крепостное право <…>, получились новые общественные и хозяйственные условия жизни населения, потребовавшие его участия в заведывании местными нуждами на началах самоуправления. Осуществлением этого намерения явилось издание закона 1-го января 1864 года о земских учреждениях.

Земство в Пермской губернии введено было в 1870 году, когда в мае месяце во всех уездах состоялись чрезвычайные земские собрания. На этих собраниях впервые встретившиеся выборные представители населения знакомились с наследием, которое перешло к ним от приказа общественного призрения, стремились разобраться в существе предстоящей для них новой работы, наметить план ее дальнейшего развития.

Деятельность земств Пермской губернии, начавшись в ничтожных размерах, в настоящее время достигла крайне широкого развития. Характер земской работы наиболее полно обрисовался в трех отраслях хозяйства: народном образовании, медицине и экономических мероприятиях.

Народное образование. В 1860 году, накануне освобождения крестьян от крепостной зависимости на всей обширной территории нашей губернии, с ее двухмиллионным населением, числилось только 73 народных школы, или в среднем на одну школу приходилось 3.978 кв. верст и 28.927 чел. населения.

Вся сумма забот земства о развитии школьного дела привела его к необходимости разрешения вопроса о введении всеобщего обучения. Этот вопрос, поднятый в Пермской губернии в 1895 году по предложению директора народных училищ, был сочувственно встречен всеми уездными земствами и подвергнут предварительной теоретической разработке, и к 1909 году школьные сети уже были разработаны по всем уездам. Для достижения общедоступности обучения определено было открыть 1536 новых училищ. В течение последнего времени (до осени 1914 г.) открыто 708 училищ и, так образом, для заполнения всей сети в губернии остается открыть еще 828 училищ.

Насколько интенсивно идет рост в губернии числа народных школ, видно из следующих цифр: в 1870 году было 177 школ, в 1880 г. – 457, в 1890 г. – 630, в 1900 – 926 и в 1913 г. – 2141, т.е. за 43-летний период земской деятельности число земских школ увеличилось почти в 19 раз. Количество учащихся в губернии со времени введения земства увеличилось почти в 27 раз, достигнув свыше 162 тыс. чел., в том числе свыше 55 тыс. – девочек. Считая общее количество детей школьного возраста в губернии в 328 тыс. чел., получим, что за стенами школы в настоящее время остается еще не менее 26%.

Благодаря неустанным заботам уездных земств и материальной помощи казны и губернского земства много сделано также для обеспечения школ приспособленными помещениями. В настоящее время 58% общего числа школ помещаются в собственных зданиях. Квартиры для семейных учащихся имеются при 776 училищах. Губернское земство ежегодно ассигнует по своей смете 200 тыс. руб. в помощь уездным на дело школьного строительства.

Серьезную заслугу земства составляют также заботы его о развитии образования среди инородческого населения губернии, насчитывающего около 300 тыс. чел. Для детей инородцев имеется свыше 320 школ. Затем значительное число детей инородцев обучается в русских школах. Общее число всех учащихся из инородцев насчитывает свыше 12 тыс. чел., или 40% общего числа детей школьного возраста.

По мере развития школьного дела перед земством стала другая задача колоссальной важности – необходимость широкой постановки мероприятий по внешкольному образованию народа. Огромное значение внешкольного образования прекрасно было сформулировано в резолюции Московского общеземского съезда по народному образованию в 1911 году. Съезд признал, что «правильное и успешное развитие хозяйственной, общественной и государственной жизни возможно только при высоком культурном уровне всего населения».

В данное время главнейшую часть материальных средств на развитие внешкольного образования дает губернское земство, которое затрачивает на это свыше 60 тыс. руб. В этих средствах заключает фонд, образуемый ежегодным ассигнованием по смете в 50 тыс. руб. Тем же задачам внешкольного образования служит другой губернский фонд в 120 тыс. руб., носящий наименование фонда имени Императора Александра III. Проценты с этого капитала идут главным образом на устройство народных библиотек.

Библиотеки в Пермской губернии функционируют трех родов: пришкольные, районные и передвижные. Общее число библиотек в губернии, по данным 1913 года, – 708, с общим количеством томов в них 444 тыс. Пользовалось книгами из библиотек свыше 76 тыс. чел.

Другим испытанным учреждение для развития внешкольного образования являются народные чтения, организация которых принимает все более и более планомерную форму как в смысле содержательности чтений, так и в смысле полноты оборудования их различными принадлежностями для демонстрирования. За 1912 год в губернии выполнено было 5241 чтение и число зарегистрированных посещений их достигло свыше 432 тыс. В дальнейшем предвидится возможность использовать кинематограф в качестве средства внешкольного воздействия на массы населения.

Крупную будущность имеет сравнительно новая форма внешкольного образования, получившая начало в здешнем земстве, – это учреждение «народных домов». Цель народного дома – дать населению возможность проводить свободное от работы время в разумных и трезвых занятиях и развлечениях, способствующих подъему культурно-нравственного уровня. Губернское собрание сделало уже принципиальное постановление об ассигновании 1 млн. руб. на устройство народных домов. Этот важный почин нашего губернского земства встретил живой отклик со стороны населения, в особенности кооперативов, и за два последних года поступило в губернскую управу свыше 40 ходатайств о выдаче пособий на постройку этих домов.

На фото: здание Пермской губернской земской управы.

Источник:

Бобылев Д.М. Что сделали земства Пермской губернии в интересах местного края. (Краткий обзор). – Пермь: Электротипография Губернского Земства, 1914.

Запись опубликована в рубрике Публикации Родника. Добавьте в закладки постоянную ссылку.