Горнозаводский район в 1968 году

 

Судя по розе политических ветров, скорее всего, в нынешнем году мы исчезнем с карты Пермского края, как Горнозаводской район. Район просуществовал худо ли, бедно 50 лет с лишком. Правда последние 30 лет дела шли по нисходящей — и худо, и бедно. Волей-неволей поддаёшься ностальгии. Что ж, присоединяйтесь и вы, читатель. Давайте-ка вместе вспомним, каким был и чем жил наш район ровнехонько полвека назад, в году 1968-м.

Итак, год 1968-й… Пашийский МЦЗ освоил нанотехнологии. Да-да, вы не ослышались! Нам «наноцильпебс» подается как заслуга нынешнего руководства завода, но это не так — это руководство всего лишь придумало рекламное название для старой технологии получения композитных антифрикционных материалов на основе тугоплавких металлов. А зародилась эта технология в конце 1960-х гг. И вот что любопытно. В 2010 г. пашийский «наноцильпебс» никого не заинтересовал, в том числе прошел мимо Чубайса с его «Роснано» незамеченным. Зато в 1968 г. получение мелющих тел из модифицированного титаномедистого чугуна стало в ряд с видными достижениями советской металлургии и обратило на себя внимание ряда крупных исследователей, в том числе одного из ведущих инженеров-металлургов страны Владимира Никитовича Анциферова.

Не помолом единым жива индустрия. Титановые и титаномедистые чугуны, выплавляемые из бокситов пашийской домной, в 1968 г. идут не только на мелющие цилиндры, но и на производство поршневых колец для автомобилей и тракторов. Во-первых, материал выбран опять же из-за антифрикционных свойств, обусловленных микроструктурой модифицированного чугуна, в сочетании с повышенной твердостью поршневых колец. Во-вторых, титаномедистый чугун повышает запас упругости колец: без его включения кольца теряют упругость при 350 градусах по Цельсию, а с ним – только при 400 градусах. Именно поэтому все тракторные поршневые кольца в СССР изготавливались в то время с добавкой титаномедистого чугуна, составлявшего, согласно ГОСТу, 10% по массе от состава шихты для отливки колец.

Пашия являлась единственным местом в стране, где была развита металлургия титаномедистых чугунов. Но уникальным наш район делало не только это, но и наличие здесь крупного цементного производства, в первую очередь редких видов цемента – глиноземистых и термоцемента.

Глиноземистые цементы получаются путем добавления в клинкер из обычного известняка глиноземистых шлаков от доменной плавки. Алюминий из шлаков при взаимодействии с кальцитом известняка образует алюминаты кальция, обладающие высокой гидравлической активностью (способностью к гидравлическому твердению), что обуславливает быстрое затвердевание и другие ценные свойства глиноземистых цементов.

В этом месте полезно совершить небольшой экскурс в более давние времена. Промышленное производство глиноземистых цементов удалось освоить французским промышленникам лишь в начале ХХ века, после 50 лет безрезультатных экспериментов; долгое время французы ревниво берегли свой секрет от остального мира, включая и Россию. Лишь в годы довоенных пятилеток стараниями В.Н. Юнга, Н.А. Топорова и других химиков и инженеров удалось создать и реализовать на практике новый оригинальный способ производства ценного материала. Основные практические эксперименты – во многом благодаря решению академика Ивана Павловича Бардина – производились на базе Пашийского завода, что и предопределило его судьбу.

Уже накануне Первой мировой войны индустрия Архангело-Пашийского завода пошатнулась, устарев технически и лишившись ближайших рудных запасов. Поселку грозил экономический упадок. Эта проблема была успешно решена накануне Великой Отечественной войны. После изучения в 1932–1936 гг. месторождений известняка в окрестностях Пашии геологами А.К. Белоусовым и Б.П. Марковским выявляется новое направление для развития экономики Пашии – цементное производство, которое, как оказалось, можно успешно сочетать со старой металлургией.

Война затормозила развитие пашийского промышленного узла, но уже в 1945 г., сразу после Великой Победы, началась закладка Новопашийского завода. Изначально он планировался как расширение Пашийского МЦЗ, но свои коррективы в «цементный вектор» внесла география. Террасы долины Вижая, оказавшиеся перспективными на алмазы (что выяснила в 1948 г. геолог Н.В. Введенская), тем не менее имели свои минусы. Небольшая площадь террас ограничивала возможности дальнейшей промышленной застройки в черте Пашии. Поэтому было принято решение о сооружении нового предприятия – и закладке нового поселения на приподнятом участке междуречья (на высоте 180 м от уровня реки). Так, волею природы, на карте возник будущий город Горнозаводск, которому предстоит к 1968 г. изменить не только экономику района, но и экономику всей Пермской области.

Дело в том, что в 1968 г. крупнопанельное жилищное строительство в области по метражу вновь вводимой площади достигло почти 1/3 от общего метража жилищного строительства. И это при том, что еще в 1960-м крупнопанельного домостроения по сути-то нигде в Перми еще не было. Менее чем за десять лет новое направление в строительной отрасли зародилось и совершило ощутимый рывок вперед. Причина – увеличение объемов производства цементов всевозможных марок, обеспечиваемое преимущественно ростом мощностей Горнозаводского и Пашийского заводов, которые к тому времени превратились в главных поставщиков цемента на всем Урале.

И еще одна уникальная черта нашего района. В 1968 г. Пашия являлась единственным местом в СССР, где производился термоцемент. Нет, милые читательницы, пашийский термоцемент не имеет никакого отношения к косметическим средствам. Здесь речь идет о герметизирующем составе, который использовался в производстве свечей зажигания для заполнения пространства между изолятором и центральным электродом. Изготовлялся этот цемент путем плавки бокситов с известняком. Вы вдумайтесь: единственный на весь Союз изготовитель! Это означает, что каждый советский автомобиль – грузовой ли, легковой ли – нес в себе частичку труда пашиян.

Можно еще много рассказывать про интереснейший 1968-й год. Например, о том, как пашийский цемент применялся для укрепления буровых скважин, и о том, как это повлияло на добычу полезных ископаемых в СССР. Или еще о чем-нибудь столь же поразительном, что мы за 50 лет успели подзабыть. Но эти приятные воспоминания лучше оставить для последующих публикаций.

Запись опубликована в рубрике Краеведческий клуб "РОДНИК", Посёлки и люди. Добавьте в закладки постоянную ссылку.