Закрытие школ остановить можно и нужно

liquidschoolСитуацию в стране подчас трудно назвать иначе, кроме как бардак. В том числе в системе образования, которая разваливается прямо на наших глазах, причём во всех направлениях: тут и негодные образовательные программы, и нехватка педагогических кадров, и низкие учительские зарплаты, и всем надоевший ЕГЭ, и многое-многое другое. Чиновники в кризисе не признаются, они верят, что всё идёт по плану. Что же теперь нам, рядовым гражданам, забыть о детях и руки опустить? Нет, надо дальше жить, детей растить – и бороться за то, что правильно. На нашей земле всё зависит от нас, не от чиновников. Это значит, что систему образования нужно сберечь, потому что она наше, народное достояние. И добиться этого реально даже на фронте борьбы против ликвидации школ.

Ситуация на этом фронте крайне тяжёлая. По данным Росстата, за период с 2000 года в стране закрыто свыше 26.800 учреждений начального, основного и среднего общего образования. В среднем по 1340 каждый год. Это означает, что в России ежедневно(!) закрываются по 3–4 общеобразовательных учреждения. Местная статистика не отличается от всероссийской. В частности, в Пермском крае, как сообщает краевое Минобразования, начиная с 2010 года, ежегодно закрываются по 9 учреждений начального, основного и среднего общего образования. На текущий момент учтены закрытыми 72 школы (с 2010 г.), хотя процесс «оптимизации» образования продолжается, и СМИ постоянно доносят сведения о том, что где-то планируется закрытие очередной школы.

Статистика лукаво не учитывает школ, объединённых с детскими садиками. Это уже и не школа, и не детсад, а чёрт пойми что! К слову, число детсадов в Пермском крае за означенный период (с 2010 по 2018 гг.) сократилось на 133.

Любопытно сравнить с данными за период Великой Отечественной войны, ставшей одним из самых страшных испытаний русской истории. С удивлением мы узнаём, что в послевоенный 1946 год в Молотовской (Пермской) области насчитывалось 2520 общеобразовательных школ (начальных, семилетних, средних), что на 323 школы больше, чем в 1941 году. То есть Отечественная война, с ее тяготами и лишениями, не привела к оптимизации образования, к массовому закрытию школ. Напротив, строились и принимали детей новые школы – по 64–65 новых школ ежегодно.

В 1950 г., всего 5 лет спустя после войны, в области насчитывалось уже 2658 школ, то есть за послевоенную пятилетку появилось еще 138 школ, хотя Советский Союз тогда остро нуждался в ресурсах на восстановление разрушенных и разоренных фашистами городов, поселков и деревень. В общей сложности только в сельской местности с 1941 по 1950 годы по области открыто 349 школ.

Если уж на то пошло, то даже в лихолетье Гражданской войны, бушевавшей, в том числе, непосредственно в Пермском Прикамье, было закрыто всего три общеобразовательные школы (из 1427 работавших до Революции).

То есть Гитлер с Колчаком причинили меньше вреда отечественной системе образования, чем современные чиновники за истекшие 20 лет «реформ», «оптимизаций» и «экспериментов».

Сильнее всего страдают школы в сельской местности: по данным С.А. Шаргунова, публициста и главного редактора «Свободной прессы», на селе ликвидировано с 2000 года порядка 20 тыс. школ, что составляет почти 80% от всех общеобразовательных учреждений, бесследно исчезнувших за последнее 20-летие.

Сергей Александрович освещал борьбу за приговорённые к закрытию школы в деревне Пушкино и селе Никола Яранского района Кировской области. Освещал – и сам активно участвовал в их защите.

«Кем станут ребята, которых в детстве лишили родных школ, заставили ехать на уроки за тридевять земель? – задается вопросом журналист. – Для скольких проклятая «оптимизация» стала началом жизненного падения. Сколь часто приходится слышать простое, трогательное, народное: «У нас как будто крылья подрезали». Когда ставят крест на селе – внушают комплекс ущербности и его жителям. В людях подрывают веру в собственные силы и возможности».

Нельзя не согласиться. Да, закрыть школу – это означает поставить крест на поселении. Всё, в нём нет жизни, нет у него будущего. Потому что будущее – это цикл поколений: деторождение, обучение, взросление. Убери школу, и цикл прервётся, начнётся угасание.

Противостоять пагубной политике нужно – и можно. На школах не экономили в годы Великой войны, нет причин экономить и сегодня. Опыт того же Сергея Шаргунова это доказывает. Ранее журналист помог педагогам и родителям отстоять Заклинскую школу Дновского района Псковской области. И вот теперь добился, что и в Яранском районе Курской области администрация «отменила своё решение о ликвидации» двух сельских школ. Ребятишки смогут нормально учиться, педагоги будут работать, родители перестанут беспокоиться о том, как дать детям среднее образование.

Но противостоять получится лишь сообща, всем вместе. Учителя, родители, общественники и любые другие неравнодушные граждане. Не важно, если ваши дети давно выросли. Ликвидация школы равнозначна уничтожению вашего поселения, поэтому каждый сознательный гражданин обязан выступить против оптимизации образования.

Страну губят не чиновники. Страну губят предатели, живущие с девизом «Моя хата с краю».

Запись опубликована в рубрике Движение "ГОРН", Работа ГОРН, Реформы и оптимизации, Социальная сфера, Чиновники. Добавьте в закладки постоянную ссылку.