wordРаспечатать для распространения

Хроника промышленного подъема. Цемент

На сайте «ГОРНа» мы столь часто обращаемся к прошлому и настоящему российской промышленности, что решили не толочь воду в ступе, а запустить самостоятельный проект, посвященный индустриальной истории района или событиям в индустриальной истории страны, связанным с нашим районом, а также перспективам «горнозаводской цивилизации», которые видны экспертам в обозримом будущем. Этот проект условно назван «Хроника промышленного подъема». Вот его знак. Под таким знаком на сайте пойдут все публикации, которые объединяет замысел тщательно изучить возможности для осуществления нового промышленного подъема в районе и Крае.

Нам уже случалось говорить, что после Гражданской войны 1918―1922 гг. металлургическое производство на территории будущего Горнозаводского района оказалось в глубочайшем кризисе, отчего было законсервировано. И фактически возрождение местной промышленной базы началось с развития у нас цементной промышленности ― причем не обычной, экспериментальной. Пашийский завод осваивал выпуск глиноземистых цементов. Освоению новой продукции пашияне (а вслед за ними и остальной район) обязаны специалистам из «Гипроцемента», Уральского института металлов и Восточного комплексного института сооружений, в первую очередь В.Н. Юнгу, Г.С. Вальбергу, М.Ф. Чебукову, И.В. Кравченко, В.А. Лейриху, В.В. Кондакову и многим другим.

Нам бы хотелось рассказать о каждом из них, и по мере сил мы намерены сообщать на сайте о вкладе этих цементников в становление отечественной индустрии. На сей раз речь пойдет об одном из крупнейших советских специалистов по минералогии силикатов, ученом-химике Никите Александровиче Торопове.

Никита Александрович родился 28 июня (11 июля) 1908 г. в Санкт-Петербурге. В возрасте 17 лет Топоров поступил на геохимическое отделение Ленинградского политехнического института (ЛПИ, ныне СПбГТУ), где преподавали авторитетные эксперты по вяжущим строительным смесям ― профессора А.А. Байков и В.А. Кинд, которые еще немало сделают для совершенствования технологий получения цементов. С 1929 г. Байков и Кинд вошли в состав Особой комиссии при ВСНХ СССР, которая занималась изучением возможностей получения глиноземистого цемента ― в ту пору коммерческого секрета французских предпринимателей Лафаржей, охранявшегося ими не хуже военной тайны.

Поскольку лаборантов для смелого проекта не хватало, Комиссия пригласила к участию наиболее способных студентов, среди которых оказался и четверокурсник Никита Топоров. Геологический уклон в образовании Топорова никого не смутил, поскольку молодой человек хорошо знал химию. Кроме того, сами цементы, бетоны и прочие вяжущие смеси рассматривались главным образом с позиций минералогии, то есть как искусственные минералы. Под руководством профессора петрологии Д.С. Белянкина студент Топоров провел масштабные химико-минералогические исследования нескольких сотен опытных плавок в лабораториях и производственных печах.

Спустя год по окончании института Топоров становится старшим химиком Лаборатории высоких температур Всесоюзного геологического института, а затем поступает в аспирантуру в Петрографический институт АН СССР. Никита Александрович все эти годы тщательно обрабатывает результаты многочисленных исследований по экспериментальному и промышленному получению плавок глиноземистых шлаков. Ученый собирал информацию с Пашийского, Днепровского и ряда других заводов.

К 1935 г. исследования по глиноземистым шлакам в целом достигли той стадии, когда оказалось возможным наладить массовый промышленный выпуск цементов с этой добавкой. Никите Александровичу принадлежит честь открытия зависимости между составом глиноземистых цементов и особенностями их взаимодействия с водой, а также честь обнаружения влияния отдельных минералов на прочность цементного камня.

По итогам проделанных работ в 1935 г. Н.А. Торопов защищает диссертацию на соискание степени кандидата геолого-минералогических наук и встает во главе Лаборатории петрографии и физической химии «Гипроцемента». Спустя три года Никита Александрович возглавил кафедру общей технологии силикатов Ленинградского технологического института, которой руководил в течение последующих 30 лет, до своей смерти в 1968 г. Здесь цементник защитил докторскую диссертацию в 1940 г. После начала войны Никиту Александровича командировали на уральские заводы. В основном Топоров работал в городе Невьянске Свердловской области, где он вплоть по 1944 г. занимал пост заместителя директора Лаборатории шлаков и расплавов.

Уже в 1944 г. профессор Торопов возвращается в Ленинград, продолжив свою работу в «Гипроцементе». В послевоенные годы Н.А. Торопов состоял членом многих научных советов при Госстрое СССР, при Совете министров СССР по науке и технике, секции по химии Комитета по Ленинским и Государственным премиям СССР, редколлегий многих научных журналов, а также членом-корреспондентом АН СССР. Тороповым написано несколько учебников, среди которых ставшие классикой пособия «Химия кремния и физическая химия силикатов» (совместно с К.С. Евстропьевым, 1950), «Курс минералогии и петрографии с основами геологии» (совместно с Л.Н. Булак, 1953), «Химия цементов» (1956). Всего им опубликовано свыше 400 научных работ.

За свои научные достижения профессор Топоров награждался медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне» (1946), орденом Трудового Красного Знамени (1951), Сталинской премией III степени (1952) и другими почетными наградами.

Жизненный путь Никиты Александровича Торопова оказался краток. Когда этот человек достиг небывалых высот в науке, подорванное тяжелым трудом здоровье не выдержало, и 6 июля 1968 г. Никиты Александровича не стало.

В статье использованы материалы с сайта www.funeral-spb.ru и из других источников.

Запись опубликована в рубрике Промышленный подъем. Добавьте в закладки постоянную ссылку.