К 70-летию освобождения Белгорода

70 лет назад, 3 августа 1943 года, начался заключительный этап Курской битвы. Силами Воронежского и Степного фронтов осуществлена Белгородско-Харьковская наступательная операция, под кодовым названием «Полководец Румянцев», которая продлится 20 дней и приведет к закреплению советских войск на территории Левобережной Украины. В числе участников операции — 94-я гвардейская стрелковая дивизия, костяк которой заложила «теплогорская» 96 отдельная стрелковая бригада.

«В 1943 г. враг был еще силен, — пишет в своих мемуарах Маршал Советского Союза К.С. Москаленко. — Поэтому не удивительно, что его 4-я танковая армия и армейская группа “Кемпф”, действовавшие против войск Воронежского фронта в районе Харькова и Белгорода, после перехода к обороне частично восполнили понесенные ими крупные потери. К 1 августа эти группировки насчитывали 14 пехотных и 4 танковые дивизии. В их составе было 200 тыс. солдат и офицеров, свыше 3 тыс. орудий и минометов, 600 танков и штурмовых орудий. С воздуха вражескую группировку обеспечивало около тысячи самолетов. Эти внушительные силы опирались на заранее подготовленную оборону».

В Белгороде, таким образом, после изгнания из Сталинграда концентрировались главные силы гитлеровцев, по которым и следовало нанести основную тяжесть удара Красной Армии. Но сделать это оказалось возможным лишь после успехов войск Воронежского фронта, которые перерезали сообщение между Томаровкой и Белгородом, тем самым изолировав головную группировку противника от притока свежих сил и ресурсов.

На протяжении 4 августа войска 53-й и 69-й армий Степного фронта развернули наступление севернее Белгорода, успешно отражая контратаки немцев. С востока 7-я гвардейская армия под командованием генерал-лейтенанта М.С. Шумилова, включавшая 94-ю дивизию, форсировала Северный Донец. Город был окружен, и утром 5 августа начались непосредственные бои за него.

Это была непростая задача, поскольку захватчики окружили Белгород мощным оборонительным обводом из многочисленных дзотов и 10-километровой полосы противотанковых рвов; мирные каменные постройки вдоль линии обороны были превращены гитлеровцами в огневые точки. На подступах к обводу размещались минные поля. А внутри самого города здания и баррикады способствовали ведению уличного боя.

Прорыв пехоты оказался возможен лишь благодаря поддержке артиллерии и авиации. По приказу генерала С.К. Горюнова, командовавшего 5-й воздушной армией, по позициям противника был обрушен град огня и бомб. Бомбардировщики, истребители и штурмовики разрушили ряд мощнейших укреплений и вынудили врага отступить внутрь города. Для пехоты открылась возможность штурмовать Белгород. В рядах первых освободителей города — 94-я гвардейская дивизия, значение которой для освобождения Белгорода особо подчеркнул маршал Г.К. Жуков.

Главными задачами бойцов было занять ключевые позиции на вокзале и в районе ТЭЦ. Вот как в красках восстанавливает события того дня фронтовик Г.И. Цаур: «Батальон продвигался вперед. Через два часа он подошел к электростанции на северо-восточной окраине города. Из окон второго этажа вели огонь немецкий станковый пулемет и два автоматчика. Сержант Зинченко и красноармеец связист Мощенко, скрываясь в камышах, по пояс в воде, обошли электростанцию, внезапно появились перед зданием и забросали окна гранатами. Немецкие автоматы и пулемет смолкли. Вскоре в окне второго этажа, откуда только что бил немецкий пулемет, вспыхнул и затрепетал красный флажок — его поднял и укрепил сержант Зинченко. Этот второй флаг — сигнал батальону: “Путь свободен”».

Второй — потому, что первый солдаты подняли на меловой горе в 7 часов утра, начав движение на город. Для самого же связиста Е.М. Мощенко это тоже было повторное поднятие флага под обстрелом врага: впервые Егор Михайлович совершил такой подвиг в Сталинграде.

С появлением знамени гвардейцы поднялись на штурм, и через час с небольшим Красная Армия уже достигла городского центра. Здесь, на улице Дзержинского, взвился третий флаг, водруженный подразделением майора Аглицкого. Хотя бои на окраинах продолжались, стало ясно, что враг изгнан из города.

В репортаже из освобожденного Белгорода вечером 5 августа военный корреспондент Ю. Жуков обрисовал картину увиденного им разрушения: «Перед нами Белгородский вокзал, так хорошо знакомый всем, кому приходилось в мирные годы ездить поездом на крымские или кавказские курорты. Мы все помним, какой это был чистенький аккуратненький вокзал, какой порядок царил в его залах, как гостеприимно встречали пассажиров в его буфете. Сейчас здесь все мертво. Трещит под ногами битое стекло. Тянет гарью и пороховым дымом. Лежат на перроне еще не убранные трупы. Среди скрученных взрывами рельсов зияют свежие воронки. За вокзалом горят дома, подожженные отступающими фашистами… Мы в Белгороде, старом русском городе, стоящем на подступах к украинской земле, которая ждет не дождется своих освободителей. Впереди  — долгая и трудная военная страда. И гвардейцы полка, которые пришли сюда с боями из-под самого Сталинграда, не собираются здесь делать передышку».

Но не развалины и пожарища сохранились в людской памяти, а весть о первом салюте за годы Великой Отечественной. Маршал Москаленко вспоминает: «А вечером мы узнали необыкновенную новость: в Москве был произведен салют в честь доблестных войск, освободивших Орел и Белгород. Так отмечать победы на фронте стало у нас в дальнейшем традицией. Но в тот вечер, о котором здесь рассказывается, салют в Москве особенно обрадовал нас. В столь торжественной и новой тогда форме приветствия отличившимся войскам тоже отражалась явственно обозначившаяся перемена во всем ходе войны, и мы, находившиеся на фронте, не могли не почувствовать это. Живо представлялось озаренное ярким фейерверком небо столицы нашей Родины — Москвы и радостно думалось: вот и начинают сбываться слова о том, что будет на нашей улице праздник!»

Примечания

При подготовке статьи частично использовались записки фронтовика Григория Исаевича Цаура (20.07.1912—25.07.2003), уральского геолога, который вошел в состав 96-й стрелковой бригады с момента ее формирования в Теплой Горе, после чего участвовал в Сталинградской битве и был ранен на подступах к Белгороду. Одна из следующих наших публикаций о Великой Отечественной войне будет посвящена этому интереснейшему человеку.

Запись опубликована в рубрике Курская дуга, Публикации Родника, События и даты. Добавьте в закладки постоянную ссылку.