wordРаспечатать для распространения

Как управлять муниципальным имуществом?

Латинское слово «муниципальный» означает в переводе «с равной ответственностью». Поэтому таким словом обозначают все, что относится к хозяйству поселения (городского либо сельского) и является предметом общей ответственности местных жителей. «Сфера вашей ответственности очень серьезная, напряжение большое, работа колоссальная, — подчеркнул Президент России В.В. Путин, открывая семинар-совещание мэров городов 23 октября 2013 года в Москве. — Это прямая ответственность. Знаю это по себе, когда еще в Петербурге работал: нет ничего более важного, ничего более ответственного и ничего более сложного, чем прямой контакт с гражданами и непосредственная ответственность за решения конкретных задач, перед которыми стоит мегаполис, да и просто муниципалитет».

Из сказанного ясно, что муниципальное имущество — это собственность города или поселка. Конституция нашей страны заверяет, что в Российской Федерации одинаково охраняются законом государственная, частная и муниципальная собственность (статья 8 часть 2). И эта твердая гарантия делает возможным для россиян реализовывать важное конституционное право — право на местное самоуправление, которое без муниципальной собственности обращается в фикцию. Теперь, когда сказано первостепенное, вернемся к разговору о том, каким образом поселениям нашего района распоряжаться своей собственностью.

Буквально на днях на сайте «ГОРНа» мы рассказали о том, как пашийские депутаты сохранили в муниципальной собственности поселка двухэтажный дом (бывший детсад), который некоторым казался обузой для местного бюджета. Итак, здание по-прежнему числится на балансе Пашии, в нем уже начаты ремонтные работы. Но было ли это правильным решением? Нужен ли поселку этот дом, а если и нужен, то зачем?

Отвечая на подобные вопросы, принято ссылаться на зарубежный опыт, поскольку люди доверчиво надеются, что «там» на каждом шагу свобода, рынок и демократия, словом — здравый смысл. На самом деле везде полно промахов и ошибок, хотя рыночной стихии, воспетой российскими либералами, на Западе вам не отыскать. Предлагаем посмотреть, как управляют муниципальным имуществом в Америке, Европе и Азии.

Начать следует по традиции с Соединенных Штатов. Так вот, в одном из самых либеральных городов этой страны — Сан-Франциско — имущество продается только в том случае, когда муниципалитет из-за небезграничных экономических возможностей совершенно ничего не в состоянии сделать. Но даже и в этом случае вырученные деньги идут на покупку аналогичной собственности. Так что город поддерживает постоянство баланса, не избавляясь от собственности. Муниципальное имущество здесь работает на жителей, в основном оно сдается в долгосрочную аренду (на десятилетия).

Теперь заглянем в Европу. В Австрии продажи муниципального имущества также редки, причем собственность городов приватизируется лишь с согласия Совета. По законам г.Вены (столицы Австрии), нельзя отдать в частные руки более 49% городского имущества. В Бельгии сделки по продаже муниципальной собственности не так строго ограничиваются, как у австрийцев, но фактически и без всяких ограничений очень редки: города предпочитают сами вести бизнес, а не раздаривать ценное имущество направо-налево.

Города Германии с послевоенных времен удерживают свою четверть (25%) имущества, и каждую продажу (выгодную для поселения) стремятся немедленно скомпенсировать новым приобретением. Немцы считают, что в их экономических условиях город обязан владеть примерно 25% активов, сосредоточенных на его территории, чтобы успешно вести дела и обеспечивать потребности жителей. Приватизация допустима лишь в случае санкции горсовета, причем без проведения аукционов: собственность получает проверенный и достойный кандидат, а не тот, кто больше предложит на торгах. Если за муниципальное имущество спорят несколько покупателей, то горсовет выслушивает все стороны и изучает обоснование каждой из них. Конечно, аукцион за раз дает большой куш, но что потом? А вот продажа надежному бизнесмену позволяет на протяжении многих последующих лет повышать городские доходы, создавать рабочие места, улучшать экономическую среду и повышать инвестиционную привлекательность.

В Португалии любая купля-продажа городского имущества требует решения, принятого на специальном съезде горсовета — так называемой муниципальной ассамблее. Земля здесь продается с аукциона, но с одним принципиальным условием: покупатель обязуется развивать на приобретенном участке и в его окрестностях инфраструктуру — строить жилье и детсады для семей работников, благоустраивать территории, ремонтировать школы. Жилые помещения продаются частнику лишь тогда, когда он согласен проживать в юрисдикции муниципалитета. Хочешь купить квартиру или домик в нашем городе? Отлично, поселись в нем!

Как же, например, можно распорядиться вышеупомянутым зданием бывшего д/сада в п.Пашия, если на базе ремонтируемого здания появится муниципальное предприятие? Возможностей много. Обратимся опять-таки к иностранному опыту, на сей раз — индийскому. Европа богаче нас, а вот Республика Индия нет, поэтому ее управленческие технологии более доступны для России. Посмотрим, как в Индии МУПы заняты в управлении твердыми бытовыми отходами поселений.

Индийскими муниципальными предприятиями, занятыми в данной сфере, используется 3R стратегия: Reduce (уменьшать), Reuse (заново использовать), Recycle (перерабатывать). На это нацелена вся их деятельность. Муниципальное предприятие решает вопросы взаимодействия с компаниями по уборке, перевозке, утилизации (переработке) или захоронению ТБО, обеспечивает оплату их услуг, контролирует качественное выполнение работ, оптимизирует логистические схемы (т.е. совершенствует график и маршруты вывоза мусора). Кроме того, обязанности предприятия предполагают наблюдение за состоянием поселения (уровень замусоренности, особенно вблизи детсадов, школ, мест отдыха), проводит мониторинг полигонов-свалок и других мест захоронения.

В обязанности МУП, занятого с ТБО, непременно входит координация взаимодействия санитарно-эпидемиологических служб и служб экологического мониторинга с мусороуборочными предприятиями. Естественно, предприятие ведет культурно-просветительскую работу с населением, пропагандируя идеи чистых улиц и заботы о поселении; понятно, что предприятие такого рода выступает либо инициатором, либо активным участником разных акций по очистке поселения (субботников и проч.).

Также МУП налаживает сотрудничество с мелкими предпринимателями, помогая им решать проблему отходов и поощряя тех, кто успешнее справляется. В рамках этого направления деятельности МУП оказывает как платные, так и безвозмездные консультационные услуги населению и бизнесу, когда проблема отходов затрагивает землеустройство, строительные и ландшафтные работы, водопользование, геодезию и геологическую разведку, рекреацию и здравоохранение. То есть консалтинг может быть юридическим, финансовым, экологическим, геологическим, санитарно-медицинским. В тех случаях, когда в штате МУП не оказывается нужного специалиста, предприятие, выступая в роли посредника, использует доступные ресурсы для поиска внешнего эксперта, проводящего консультацию.

Как видите, мусор — это вовсе не головная боль, как могло показаться, а «золотая жила», на которой поселение способно развернуть неплохой бизнес. Что если нечто подобное создать в Пашии и других посёлках района, где проблема замусоренности дорог и общественных мест существует уже не первый и, вероятно, не последний год?

Стоит отметить, что социальная инфраструктура у нас просто в ужасном виде. А ведь она СОЦИАЛЬНАЯ! Многими направлениями просто не занимается никто, в том числе и пресловутый частный предприниматель. А раз всемогущий рынок и вездесущий предприниматель где-то не хотят или не могут работать – муниципалитет вполне резонно может (а где-то просто обязан) заявить о себе и проявить себя, причем, думается, вполне рентабельно.

К примеру, во всех поселениях практически отсутствуют основные бытовые услуги населению, услуги общепита, а также ритуальные услуги? Далеко не все благополучно с транспортным сообщением в Горнозаводск из Саранов, Теплой Горы, Бисера и Медведки. Даже деятельность в сфере организации отдыха и развлечения, культуры и спорта фактически не заметна. Кто и когда займется этими важными социальными направлениями? А если никто и никогда – муниципалитеты просто обязаны что-то делать, организовывать, пробовать.

Нам очень интересно услышать мнение самих жителей поселений нашего района. Какие службы должны появиться в поселениях? На чем посёлки могли бы зарабатывать? Какие проблемы должны решаться с использованием муниципального имущества? Свяжитесь со своими депутатами, за которых голосовали, или с нами, и изложите им свои взгляды, например, по известному д/саду в Пашии: «Я считаю, что здание бывшего детсада должно использоваться так-то и так-то…» Если хотите, то напишите анонимное сообщение. В любом случае к вашему мнению прислушаются.

Наш адрес электронной почты: info@gornozavodsk.su

Запись опубликована в рубрике Вопросы ЖКХ, Депутат Дерендяев А.В. (Пашия), Депутат Кошков Г.М. (Пашия), Депутатская работа, Жизнь района, РОД ГОРН. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *