Ёлка-ёлка, зелёная иголка!

Какой Новый год без елки? Вот и поселковая газета «Пашия – Светлая река» в первом за наступивший 2015 год выпуске (№15) решила воздать должное этому прекрасному дереву, украшающему один из наиболее любимых праздников и составляющему одновременно природное богатство Горнозаводского района. Научное название елки – ель. Начать стоит с того, что из 50 видов ели, составляющих леса планеты, на территории России произрастают только 4 вида – ель обыкновенная (европейская), сибирская, аянская и финская. На Урале соседствуют два вида елей – обыкновенная, пришедшая сюда из европейской части страны, и сибирская, пришедшая, как видно из названия, с северо-востока. Оба вида участвуют в формировании таежных лесов, местами образуя в нем сплошные скопления (ельники).

Сегодня, увы, кое-кто проживший много лет среди тайги неспособен отличить ель от других хвойных – сосны, кедра, пихты. Для нас все они – «елки», словно родились мы в рыбацком поселке и ельника в глаза не видали. На самом деле ель резко отличается от большинства других хвойных, причем с малолетства. Уже всходы ели несут на семенодолях отличительные зубчики: с сосной не спутать. В годовалом возрасте всход сосны нежен, ели – грубоват, это прочный кустик высотой до 5 см.

В возрасте 3 лет боковые побеги ели образуют первую мутовку (пучок), и с этого начинаются новые отличия. По числу мутовок у сосны легко сосчитать возраст сеянца, у ели – сложно, потому что помимо мутовчатых побегов у юного деревца растут еще и межмутовчатые.

Вдобавок растет ель первые 10–15 лет медленнее сосны, на десятом году считается нормальной высота дерева в 2 м, хотя сосна при тех же условиях вымахивает до 2,5–3 м. Период 15–25 лет – время наиболее бурного роста ели. После 30 лет сосна прекращает расти, а вот ель лишь сильно замедляет свой рост, но остается способной наращивать побеги на протяжении всей жизни. А жизнь у дерева, если повезет, долгая: до 200–300 лет, а отдельные почтенные мафусаилы дотягивали до пяти веков! Чаще всего наблюдаемая максимальная высота ели – около 30 м. Сообщения о великанах под 40–50 м малочисленны. Замечено: чем дальше на север, тем реже встречаются высокие ели.

В 20 лет дерево обычно полностью сформировано. Теперь его уже точно ни с чем не спутаешь. По очертаниям ель издали напоминает правильный узкий конус, особенно в области кроны, где веткам древостой не мешает расти правильно. Самая верхняя почка сосны – главная почка дерева. Каждый год распускается она, давая начало новому побегу, устремляющемуся в небо. В результате чем ближе к макушке, тем короче нацеленные вверх ветви. Ниже идут ветви крупнее и крупнее. От собственного веса они прогибаются и уже не могут смотреть в облака. Самые нижние даже склоняются слегка к земле.

К слову, земной поклон ветвей – еще одна особенность ели. Сосну отличает нагой снизу ствол, на многие метры вверх лишенный даже маленьких веточек. У ели все не так, редко когда (и то лишь на старых деревьях и в густом древостое) ее ствол оголен на 1/3, а выше трети – такого на здоровом дереве вообще не увидишь.

На оголенной части ствола у старых елей случается видеть длинные и тонкие сучья, лишенные хвои и кажущиеся отмершими. Немногие знают, что эти сучья продолжают жить замысловатой жизнью, являясь природным барометром. Поникшие ветви свидетельствуют о длительном отсутствии дождя. Приближение обильных осадков насыщает воздух влагой и заставляет сухие ветви держаться горизонтально к земле или даже слегка задираться вверх. Опытный лесник по положению таких сучков узнает прогноз погоды.

Веточки ели густо покрыты мелкими хвоинками, которые располагаются поодиночке, что так не похоже на хвою сосны. Еловая хвоя не осыпается долго, век каждой хвоинки насчитывает обычно до 5–7 лет. Кончики хвоинок настолько острые, что еловыми лапами многие обкладывают на зиму декоративные насаждения в клумбах для защиты от мышей, которые побаиваются этих иголок.

Долголетие позволяет ели не торопиться с созреванием. Пора «цветения» наступает у дерева по достижении 25, а то и 30 лет, когда оно полностью сформировалось. Под затененным пологом леса возмужалость приходит подчас в возрасте 40–60 лет. Цветов на хвойных, разумеется, не бывает; так образно зовутся лесниками мужские и женские шишечки (колоски) в период опыления из-за своей броской, красной расцветки. Сезон «цветения» приходится на май-месяц, почти одновременно с черемухой.

В это время, если обозревать лес со скалы, взору открывается изумительная картина. Дело в том, что колоски находятся на концах ветвей в верхней части кроны, так что с земли приметить их сложно; зато сверху «зеленое море тайги» пышно расцвечивается ярко-красными мазками. В основном бросаются в глаза женские шишечки, которые и насыщеннее по окраске, и крупнее (с наперсток) мужских. Зато мужские колоски обильно пылят, устилая золотистым налетом листву и траву на многие километры вокруг.

Веточка ели в период «цветения», отдельно – спелая женская шишка

К концу лета женские шишки буреют и приобретают привычный вид, покрываясь чешуйками. Семена созревают к осени, но остаются в шишках переждать зиму, а иногда и несколько зим. Лишь на южной границе ареала семена, случается, при теплой погоде опадают в первую осень.

Внешне спелую шишку ели никак нельзя спутать с сосновой, поскольку еловая более продолговатая, крупнее, несет больше чешуй – мелких, аккуратно уложенных плотными спиральными рядками. Есть и другое интересное отличие. Зимой принесите домой еловую и сосновую шишки. Еловая от тепла раскроется в течение суток, а сосновой потребуется много больше времени. Чтобы сосновая шишка раскрылась в те же сутки, что принесена из лесу, ее нужно держать в истопленной бане с температурой воздуха до +50 °С.

Как выяснил выдающийся пермский лесовод Александр Ефимович Теплоухов (1811–1885), величина шишек зависит от естественноисторических условий, в которых происходило образование елового леса. Под Псковом ель дает шишки до 13 см в длину, под Москвой – 9–10 см, для Урала более характерны шишки длиной в среднем 7 см.

Каждая шишка приносит 150 и более семян (максимум – до 300). Вместе с тем ель менее урожайна, чем сосна: урожаи семян у ели случаются 1 раз в 4–5 лет, дальше на север – 1 раз в 8–10 лет. О грядущем урожае еще накануне осенью подсказывают белки, которые принимаются отгрызать еловые побеги, с аппетитом выедая молодые цветочные почки. Если заметил под елками множество отгрызенных белками кончиков побегов, значит, в следующем году ждать урожая семян.

Рассеивание семян происходит в сухие солнечные дни. Семена ели, как каждому известно, снабжены полупрозрачным крылышком, отчего в воздухе стремительно крутятся, словно пропеллер, и так способны отлететь довольно далеко: «пропеллер» замедляет падение, и ветер уносит семечко все дальше и дальше от «родного дома». Чтобы определить максимальную дальность полета семечки, нужно умножить высоту материнского дерева на 3. То есть при высоте ствола в 25 м, максимальная ожидаемая дальность полета большинства семян составляет 75 м. Хотя, конечно, какие-то будут унесены гораздо дальше. Не будем забывать и того, в какое время года происходит рассеивание семян. Большинство из них выпадают в марте – апреле, т.е. опускаясь на землю, ложатся на снежный наст или лед, по которому, подгоняемые ветром, легко скользят, ловя воздушные потоки своими крылышками, точно парусами. «На всех парусах» семечко ели способно умчаться по гладкой поверхности на несколько километров!

Ель вынослива и, казалось бы, способна прижиться везде. Однако для нормального развития, для превращение в здоровое дерево ей требуется глубокая, умеренно плотная и умеренно увлажненная почва. В рыхлой и влажной земле, на мелких почвах ель не закрепляется и легко валится ветром. Кроме того, ель не переносит в почве избытка воды, отчего на заливных местах и торфяных болотах либо вовсе не принимается, либо растет плохо, с отклонениями роста. С большой точностью наблюдательный М.М. Пришвин описал в «Кладовой солнца» внешний вид болотных елок:

«Земля под ногой стала, как гамак, подвешенный над тинистой бездной. На этой подвижной земле, на тонком слое сплетенных между собой корнями и стеблями растений, стоят редкие, маленькие, корявые и заплесневелые елочки. Кислая болотная почва не дает им расти, и им, таким маленьким, лет уже по сто, а то и побольше. Елочки-старушки не как деревья в бору, все одинаковые: высокие, стройные, дерево к дереву, колонна к колонне, свеча к свече. Чем старше старушка на болоте, тем кажется чуднее. То вот одна голый сук подняла, как руку, чтобы обнять тебя на ходу, а у другой палка в руке, и она ждет тебя, чтобы хлопнуть, третья присела зачем-то, четвертая, стоя, вяжет чулок, и так все: что ни елочка, то непременно на что-то похожа».

Другой пример жизнестойкости дерева – теневыносливость. Ель любит умеренное солнце, но не гибнет и после 80 лет роста в тени. Замечено, что даже после 40 лет роста в тени ель, попадая на свет (например, после гибели одного из крупных деревьев), способна возобновить нормальное развитие и из карлика превратиться в стройную красавицу метров под 20–25.

Само дерево дает очень густую тень, отчего в ельнике всегда царит полумрак. Почвенный покров здесь зачастую мертв из-за чрезмерной затененности. Теневыносливость помогает юным елочкам не погибнуть в тени взрослых. В результате ельник имеет значительное число стволов на единицу площади. Это выгодно для лесного хозяйства, поскольку в полном еловом насаждении прирастает большее количество древесной массы и больший процент делового леса в сравнении с сосняком.

Древесина ели желтовато-белая, с розоватым оттенком, без ядра; она мягкая, легкая, блестящая, легко колется, не сильно смолистая. Древесина – основное сырье, получаемое от ели и делающее эту породу ценным ресурсом. Ель идет на изготовление бумаги, искусственного шелка, дубильных веществ, стройматериалов, некоторых музыкальных инструментов. Например, без ели не было бы скрипок – дека этого нежного, чувствительного инструмента требует именно еловую древесину.

Впрочем, не будем сводить утилитарную пользу к промышленности. Разве красавица-ель полезна лишь в переработке? Отнюдь, она хороша и сама по себе, когда украшает парки, скверы, бульвары, приусадебные участки – словом культурную среду. Специалисты по озеленению территорий высоко ценят декоративные и иные достоинства елей, над разведением этого дерева трудятся сегодня не меньше, чем над тюльпанами или розами. Всем известно, что культурные растения имеют множество сортов. Однако мало кто слышал, что для целей озеленения селекционерами-дендрологами получены искусственные сорта (культивары) ели обыкновенной. Эти культивары разнообразны – от карликов высотой в 60 см до полноценных стройных, 20-метровых деревьев.

Наиболее типичные сорта ели:

  • Максвелла – с желто-зеленой хвоей, высотой 60 см, крона подушковидная диаметром 2 м;
  • Пумила – со светло-зеленой хвоей, высотой 1–2 м, крона широкояйцевидная диаметром 1,5 м;
  • Компакта – с блестящей зеленой хвоей, высотой 2 м, крона ширококоническая диаметром 2 м;
  • Инверса – с темно-зеленой хвоей, высотой 6–8 м, крона узкая, диаметром 2 м;
  • Виминалис – со светло-зеленой хвоей, высотой до 20 м, крона ширококоническая диаметром 4 м.

Есть и другие сорта. Селекционерам при получении новых культиваров помогает присущая природе ели чрезвычайная изменчивость: в диких условиях не просто отыскать две абсолютно похожие елки и уж точно не встретить двух одинаковых ельников. Ели отличаются по цвету шишек, по форме кроны, по характеру ветвления. По ветвлению деревья наиболее разнообразны; шведский ученый Н. Сильвен в 1909 г. насчитал пять основных типов ветвления: гребенчатый, неправильно-гребенчатый, компактный, щетковидный и плоский. В нормальных условиях здоровая ель обычно имеет гребенчатый либо щетковидный тип ветвления. Такие деревья наиболее важны для лесоводства, поскольку, обладая самым благоприятным для улавливания света расположением хвои, отличаются максимальной продуктивностью по древесине и наиболее обильным плодоношением.

В отличие от многих других хвойных пород, ель доставляет меньше затруднений при разведении или естественном возобновлении в лесном хозяйстве. Там, куда сами проникают ее семечки-крылатки или куда вводит молодые саженцы человек, дерево быстро расселяется и формирует густой подрост. Так, на месте вырубленного осинника нередко вырастает отличный, качественный ельник: он взялся из елового подроста, до поры до времени прятавшегося под пологом осиновой рощи.

Главное препятствие для закрепления молодых проростков – хвойный опад, через который не могут пробиться слабенькие корешки юных растений. Где хвои нет, ель приживается, точно сорняк. Поэтому лесоводы, чтобы увеличить количество всходов ели под пологом леса, проводят сдирание подстилки, заполненной хвоинками.

С опасными болезнями молодые ели почти не сталкиваются, лишь в питомниках отмечается временами поражение паразитическим грибком фитофторой, вызывающим пожелтение иголок. А вот поздневесенние заморозки – опасный и коварный враг юных елочек, особенно когда те распустили почку, но побег еще не успел одеревенеть. Наибольший вред весенние утренники наносят неокрепшим деревцам на сырых почвах, скажем, в лощинах и прогалинах. Неожиданный мороз угнетает рост деревца, отчего оно и в 15 лет едва поднимается над травой. Многие елочки вовсе гибнут, их побеги на вид бурые, сухие, будто огонь опалил.

Спелая ель имеет больше врагов. Во-первых, это ветровал, которому дерево сильно подвержено. При ветровале многие деревья не просто накреняются, но выворачиваются с корнем и падают, образуя завал. Даже устояв, ель рискует заболеть после перенесенного испытания. Риск болезни тем более возрастает, что на поваленные и раскачанные деревья набрасываются полчища ненасытных короедов, убивающих те деревья, которые могли бы оправиться, и даже перебирающихся на абсолютно здоровые, не пострадавшие. Беда одна не приходит: атаке короедов нередко предшествует нападение гусениц бабочки-монашенки, что ослабляет здоровье ельника. Именно поэтому лесники стараются по возможности предотвратить эти напасти и быстрее разобрать ветровал: если ветровал вовремя не убрать, то нападение вредителей неизбежно.

Р. Мальков

Источники:

  • Александрова М.С., Александров П.В. Хвойные растения в вашем саду. – Ростов н/Д, 2005.
  • Вольф Э.Л. Таблица для определения по шишкам хвойных. – СПб., 1912.
  • Каппер О.Г. Хвойные породы: лесоводческая характеристика. – М.-Л., 1954.
  • Книга юного лесовода: Учебное пособие по основам лесоведения, лесоводства и охраны природы для обучающихся по дополнительным образовательным программам. – Петрозаводск, 2006.
  • Петров В.В. Растительный мир нашей Родины. – М, 1991.

 

Запись опубликована в рубрике Чиновники. Добавьте в закладки постоянную ссылку.