Что сделали земства для Пермской губернии (Продолжение)

Мы продолжаем публиковать выдержки из статистико-социологического исследования, выполненного в 1914 году пермским краеведом и общественным деятелем Дмитрием Михайловичем Бобылевым. В этом исследовании Д.М. Бобылев показывает, какой колоссальный рывок в развитии Пермской губернии произошел за неполные 45 лет (с 1870 по 1914 гг.) благодаря деятельности органов местного самоуправления, так называемых земств. Сегодня исследование Д.М. Бобылева является ценным научным свидетельством того, какой потенциал заключается в местном самоуправлении и как оно может улучшить жизнь населения в глубинке. Это свидетельство – прямой укор современным пермским чиновникам, на корню уничтожающим местное самоуправление и душащим муниципалитеты бесконечными «оптимизациями».

Что сделали земства Пермской губернии в интересах местного края

Д.М. Бобылев

Другою важнейшею отраслью земского попечения о местных «пользах и нуждах» населения Пермской губернии является дело обеспечения населения медицинской помощью. Здесь так же, как и в деле народного образования, земству пришлось принять от приказа общественного призрения весьма жалкое наследие: городовые и уездные врачи являлись единицами на обширной территории губернии, сосредоточившись в уездных городах, масса же крестьянского населения оставалась без врачей и больниц, пользуясь медицинской помощью от малограмотных и невежественных ротных фельдшеров, числом около 70-ти.

В несколько лучшем положении в этом отношении находилось заводское население, где заводская медицина стояла на более высоком уровне развития, чем приказная. К моменту введения земства в губернии здесь было 25 заводских врачей и до 70 заводских больниц и приемных покоев. От приказа общественного призрения земства получили всего 10 больниц, считая и губернскую, на 300 кроватей. Эти лечебные заведения были совершенно неблагоустроенными, представляли собой ветхие здания, плохо содержавшиеся. Если же прибавить к этому недостаток белья, отсутствие инструментов, ухода за больными, плохую пищу, то все это вместе взятое создало такую дурную репутацию дореформенных больниц, что население старалось всеми силами избегать их.

В данной отрасли земского ведения земству пришлось все создавать заново. Необходимо было создать на новых началах лечебные заведения; необходимо было дать доступную медицинскую помощь для всего страждущего населения; завоевать доверие населения к земскому врачу, к земской больнице.

Все это, разумеется, кроме идейного творчества, потребовало со стороны земств крупных материальных затрат. Насколько велики были эти затраты и насколько интенсивно они развивались, видно из того, что ассигнования на медицинско-санитарную часть 12 уездных и губернского земства в 1870 году выражались цифрой в 153 тыс. руб., а в 1913 году расходы эти уже достигли 3.451 тыс. руб., составляя 26,7% общего бюджета по губернии, и на одну душу населения, в среднем, падает по 91 коп. Таким образом, за 43 истекших года расходы на медицину возросли по губернии в 22 раза, а по отдельным уездам еще больше.

Участие губернского и уездных земств в медицинском деле было разграничено тем, что на губернском земстве все время лежало содержание таких крупных лечебных заведений, как Александровская больница, психиатрическая лечебница, учреждений общих этим больницам, бактериологического института, крымского санатория, а также аптеки в Перми. Далее губернское земство несло расходы по санитарной организации: содержание санитарного бюро и уездных санитарных врачей, расходы на борьбу с эпидемиями, отправку душевнобольных и укушенных бешеными животными и т.д. На уездных же земствах лежала вся тяжесть содержания участковой медицины, персонала врачей, фельдшеров, оспопрививателей, содержание земских больниц и приемных покоев.

Обращаясь теперь к развитию земской медицины в губернии, мы видим, что оно шло в двух направлениях: а) открытием новых врачебных участков и б) слиянием существующей заводской медицины с земской путем соглашений с заводоуправлениями. В виду недостатка средств на обеспечение всего населения губернии земской врачебной помощью земству пришлось в некоторых случаях там, где имелись удовлетворительно поставленные заводские больницы, передавать заводам лечение своих больных за определенную плату. В свою очередь некоторые заводы вступали в такие же соглашения с земством, передавая ему лечение своих больных. Таким образом в уездах имеются четыре типа общественно-медицинской организации: земские участки, земско-заводские, заводско-земские и чисто заводские.

В 1870 году в губернии было 38 врачебных участков, из них 13 земских и 25 заводских. К 1912 году число участков увеличилось до 138, в том числе земских 96 и заводских 42, то есть число участков увеличилось в 3,6 раза. Число фельдшерских пунктов в губернии увеличилось за 40 лет с 86 до 251, и вместе с тем повысился и образовательный ценз, так как прежних ротных фельдшеров земство старалось заменить школьными.

В настоящее время на службе уездных земств губернии состоит медицинский персонал из 140 врачей, 494 фельдшеров и фельдшериц-акушерок, 156 акушерок и 88 провизоров и аптекарских помощников. В губернии имеется 186 пунктов, на которых подавалась акушерская помощь.

Больничная помощь за отчетный период получила значительное развитие. Количество больниц в губернии увеличилось с 1870 к 1910 году: земских – с 9 до 88 и заводских – с 36 до 52. Из общего числа 140 больниц почти в половине имеются заразные [инфекционные. – Ред.] отделения. Общее число кроватей в земских больницах достигает 2364 (кроме Алесандровской) и кроме того при заразных отделениях 649.

Из данных медицинской статистики видно, что число первичных больных, принятых врачами и фельдшерами, возросло с 642 тыс. чел. (1870 г.) до 2271 тыс. (в 1912 г.); число коечных больных с 1769 чел. увеличилось до 76.869; число родовспоможений с 109 до 19.749. О том же явлении – увеличении спроса на медицинскую помощь – говорит число рецептов, которое с 6069 дошло до 4,95 млн.

Комментарий РОД «ГОРН»

Здравоохранение – больная тема, поэтому, знакомясь с цифрами, собранными Д.М. Бобылевым, нельзя не провести сравнение с нынешним положением дел. Год 1861-й, от которого отсчитывается русское земство, принимается за дату рождения капитализма в России. Мы видим, что при царском капитализме имелась масса проблем, но при всем при этом он не мешал земствам, не душил их, благодаря чему в Пермской губернии за 40 лет произошел резкий скачок в улучшении охраны здоровья населения. Напротив, современный российский капитализм угнетает муниципалитеты, подавляет местное самоуправление и лишает людей доступа к медицинским услугам.

За 30 лет либеральных преобразований число врачей в больницах Пермского края сократилось в 3 раза, а количество коек – в 2 раза; ежегодно в Крае закрываются по 2 больницы, и сегодня их на треть меньше, чем в… 1910 году!

Ситуация катастрофична, и изменить ее в состоянии только высшая власть, если возьмет под охрану муниципалитеты и назначит их развитие в число первоочередных задач государства.

На фото: здание Александровской больницы (Пермь).

Источник:

  • Бобылев Д.М. Что сделали земства Пермской губернии в интересах местного края. (Краткий обзор). – Пермь: Электротипография Губернского Земства, 1914.
Запись опубликована в рубрике Краеведческий клуб "РОДНИК", Реформы и оптимизации. Добавьте в закладки постоянную ссылку.