wordРаспечатать для распространения

Сельский учитель, родом из Пашии

5 октября — День учителя. Не забудьте поздравить своих учителей.

Уважаемые педагоги Горнозаводского района!
Преподаватели всей страны!
Поздравляем вас с Днем Учителя и благодарим за ваш непосильный и полезнейший труд. Увы, чаще всего за своими успехами мы забываем, кому этими успехами обязаны. Миссия преподавателя подчас оказывается незаметной. Вот почему в этот замечательный октябрьский день полезно нам будет вспомнить об одном скромном провинциальном учителе родом из Пашии, который, тем не менее, прославил свой небольшой поселок на весь мир. Имя этому замечательному человеку ― Иван Михеевич Первушин.

Загадка рождения

Первушин Иван Михеевич

Где именно родился Иван Михеевич, сейчас нет возможности точно сказать. Отец Первушина состоял пономарем при церкви в Архангело-Пашийском заводе. Тем не менее в автобиографических заметках Первушина указывается, что он родился в Лысьве, где находился приход его деда: «В Лысьвенском-то заводе я и родился в воскресенье, при отходе обедни, часов в одиннадцать утра, и повит был в дедушкины порты».

Однако, по мнению серьезных исследователей (Г.Р. Шарипова, 2008), упоминание «дедовских портов» является этнографическим иносказанием: посредством этой легкой мистификации Иван Михеевич сообщает о решающем влиянии деда на свое духовное и интеллектуальное развитие. Поэтому официально признается, что Первушин родился в Пашии, нынешнего Горнозаводского района, 9(21) января 1827 г.Как бы то ни было, в Пашийском заводе, в родительском доме, Первушин провел первые 20 лет своей жизни (по 1848 г.). Местными властями 23 мая 1979 г. было принято решение об установлении на этом доме памятной доски.

Служение Богу

Первушин Иван МихеевичПервушин не лукавил, когда говорил про «дедушкины порты»: от своего деда Иоанна Первушина, иерея Свято-Троицкого собора в Лысьве, Иван Михеевич получил и имя, и ясный ум, и тягу пройти непростой жизненный путь священника. По окончании Пермского духовного училища молодой Первушин поступает в Пермскую духовную семинарию, а затем в Казанскую духовную академию, которую заканчивает кандидатом богословия.

Большой город открывал широкие возможности в плане самообразования, чтения и знакомств с интересными людьми. Однако Первушину казалось тесно в Перми, его натура не могла здесь вполне развернуться в служении Богу и народу, поэтому Иван Михеевич охотно соглашается отправиться в приход в Замараево (с 1856 г.), затем в Шадринск (с 1883 г.) и, наконец, в Мехонское (с 1887 г.).

Нести слово Божие народам России в те годы было очень непросто. Точно так же, как и сегодня, при жизни Первушина по стране расползлась зараза сатанизма, экзотических восточных культов, нигилизма и безверия. В одной и той же пермской семье муж нередко оказывался воинствующим атеистом, жена зачитывалась книгами о буддизме, а дети ходили в сатанинскую секту. Еще хуже дела обстояли на селе, где священников считали тунеядцами, отчего народ со своими проблемами охотнее шел к гадалкам и прочим шарлатанам, выманивавшим у крестьян последнюю копейку.

И тем не менее Первушин видел своим главным долгом донести до заблудших душ благую весть апостолов. На проповедях священник неизменно был убедителен, красноречив и милосерден. Это тянуло к нему людей. Его речи восхищенно слушали все, даже высокообразованные, зазнавшиеся горожане, давно забывшие дорогу к Богу. И когда Иван Михеевич ветхим старцем доживал свой век в селе Мехонском, сюда приезжали навестить его иные знаменитости.

В частности, несколько раз посещал Первушина известный уральский писатель К.Д. Носилов, который отмечал: «С отцом Иваном можно говорить обо всем, он не узкий специалист, много читает, выписывает до десятка различных журналов, следит даже за политикой и знает жизнь, литературу, вопросы дня почти так же, как любой столичный житель. Чтение для него ― отдых <…> Это какая-то кипучая натура, которая словно боится один день потерять в своей жизни, чтобы не отметить его своей работой, чтобы что-нибудь не сделать для науки или пользы общества» (1896).
Вот так этот старичок, «седой, немного сгорбившийся, но полный и живой» (К.Д. Носилов), прожил в Мехонском остаток своей хлопотливой, насыщенной жизни. Умер Иван Михеевич Первушин 17 июня 1900 г., похоронен на церковном кладбище Свято-Троицкого собора в том же селе.

Обычный сельский преподаватель

Руководящим жизненным принципом Ивана Михеевича была активная общественная работа: «Ужель над миром мы пройдем без шума и следа? ― писал он. ― Углубимся же в себя и извлечем что-либо общеполезное на свет Божий. Нечего робеть, стыдиться, трусить. Ведь не боги горшки-то обжигают. Из людей-единиц, посредством дружественного сочетания, составляются десятки, сотни, тысячи, миллионы, двигающиеся в мировых происшествиях; и мал квас все смешение квасит».

Подчиняясь этому принципу, отец Первушин много сил отдавал преподавательской деятельности. Первый учебный опыт он приобрел в Пермской духовной семинарии, где вел курс математики. Однако Первушин был сторонником малых дел. Он считал, что способен принести немалую пользу, работая в скромных школах уральского захолустья, в которых усматривал средство «самостояния человека».

В 1859 г. Иван Михеевич открывает свою первую сельскую школу в Замараеве. Удивительное, но показательное совпадение: в том же году в Ясной Поляне заработала крестьянская школа Льва Толстого. И другое совпадение: как и граф Толстой, отец Первушин работал над созданием популярной и общедоступной азбуки «скорого и легкого практического изучения», «для привития интереса к грамоте». Впоследствии священник пойдет еще дальше, организовав сельскую библиотеку, и этот его пример вдохновит таких видных уральских просветителей, как А.Н. Зырянов и Е.Д. Золотов.

Особое внимание Первушин уделял воспитанию девочек, которое в ту пору велось не самым лучшим образом, поскольку многими считалось, будто будущим домохозяйкам образование не очень-то и требуется. Нет, возражал Иван Михеевич, женщина ― это не домохозяйка, а душа семьи: «Да, наконец поднят и многими понят вопрос о положении женщины на Руси. Какое светлое значение получает семья! Какое поле открывается для деятельности и сердца женщины! В женские учебные заведения уже проникла мысль ― готовить воспитанниц не для кухни только и бала. Наряды, лоск, танцы ― все идет долой. Одаренность матери не ограничивается одним питанием детей ― нет, ― она должна родить в дитяти и понятия, и чувства ― нужно духовное рождение».

И не только с ребятишками работал Иван Михеевич: в Мехонском священник руководил своеобразным ликбезом для взрослых уже людей, обучая их счету и грамоте, а самое главное ― обучая самостоятельности и смелости мышления, умению жить собственным умом, без указки барина или чиновника, умению сохранить себя для семьи и общины перед соблазном пьянства и других пороков.

Великий математик

Первушин Иван Михеевич

Отец Иоанн с детства полюбил математику, а впоследствии живо заинтересовался теорией чисел. Это особый раздел математики, о котором большинство из нас судит по школьному курсу элементарной арифметики. Но, разумеется, на самом деле теория чисел нужна не только для того, чтобы сложить два и два: это одна из важных отраслей науки, приобретшая особое значение сегодня ― в эпоху цифровых технологий. Чтобы понять значение исследований Ивана Михеевича, не надо самому быть математиком. Достаточно лишь сопоставить некоторые даты в истории точных наук. Первушин разрешил загадку, над которой европейские ученые безуспешно бились на протяжении столетий.

В своем письме к французскому математику М. Мерсенну от 1641 г. другой французский математик П. Фермá сформулировал сразу пять теорем, из которых четыре оказались неточными, а одна впоследствии была полностью доказана. Одна из теорем в письме Ферма касалась формулы для нахождения простых чисел, т.е. таких чисел, которые без остатка делятся лишь на себя и единичку и не имеют других делителей (1, 2, 3, 7, 11, 13 и т.д.).

Мерсенн заинтересовался предположением Ферма и вывел на его основе новую формулу 2n ‒ 1, которая для очень большого показателя степени дает почти исключительно простые числа. В результате числа вида 2n ‒ 1 стали называть в науке числами Мерсенна. Их значение тем велико, что они помогают искать так называемые совершенные числа. Совершенным называется число, равное сумме собственных делителей. Скажем, совершенной является шестерка, поскольку:
1 + 2+ 3 = 6, причем 6 без остатка делится на 1, 2 и 3.

Другие примеры совершенных чисел: 28, 495, 8128 и т.д. Совершенных чисел крайне мало. В 1644 г., за два года до своей кончины, Мерсенн обнаружил лишь восьмое совершенное число, которое оказалось равно 230 × (231 ‒ 1). И с тех пор наука стояла на месте 250 лет, пока не сделал свое открытие Иван Первушин.

В 1875 г. в ходе кропотливых вычислений Первушину удалось доказать три важных положения теории чисел, включая утверждение, что число 261 ‒ 1 является простым. Отталкиваясь от этого простого числа (принадлежащего к числам Мерсенна), Первушин обнаружил новое, девятое совершенное число ― 260 × (261 ‒ 1). В дальнейшем математик написал ряд исследований «о наилучшей поверке арифметических действий над огромными числами» при посредстве делителей ― простых чисел.

За выдающиеся открытия Первушина выбирают членом-корреспондентом сразу нескольких академий ― Петербургской, Парижской и Неаполитанской. Кроме того, провинциальный математик состоял действительным членом Уральского физико-математического и Московского математического обществ, Уральского общества любителей естествознания. Самый знаменитый математик того времени П.Л. Чебышев восхищался работами Ивана Михеевича, которому из признательности подарил одну из своих книг. Аналогичные подарки Первушин получал и от зарубежных коллег:
«О. Ивана знают даже в далекой Америке, и он очень гордится теперь подарком одного техасского профессора математики, который прислал ему в прошлом году свои труды. Другой подарок, который он получил в последнее время, это от Эрнеста Чезаро из Неаполя» (К.Д. Носилов).

В знак выдающихся заслуг Ивана Михеевича перед мировой наукой найденное им простое число (на тот момент самое большое из известных) получило название «первушинского». Вот оно: 2 квинтиллиона 305 квадриллионов 843 триллиона 009 миллиардов 213 миллионов 693 тысячи 951 единица.

Этнограф и редактор

Длительное время по смерти Ивана Михеевича читающий Урал помнил его рукописный бесцензурный журнал «Шадринский вестник», выходивший в свет с 1860 по 1862 гг. Всего за это время было выпущено 13 номеров журнала, довольного солидного по объему. В 1862 г. Первушин выпустил также пять номеров газеты «Шадринская местность».

Важно заметить, что лишь в 1872 г. на Урале появляется первая официальная газета рекламного характера ― «Уфимский листок объявлений и извещений», издававшийся и редактировавшийся купцом первой гильдии Н.К. Блохиным вплоть до 1911 г. Таким образом, рукописные издания пермского просветителя оказались истоками частной уральской прессы.

Сегодня благодаря стараниям пермского краеведа и собирателя архивных материалов В.П. Бирюкова сохранилась 1000 страниц текста из журнала «Шадринский вестник» за 1861 г., а также газета «Шадринская местность» от 7 января 1862 г. в единственном экземпляре.

Эти уникальные материалы убеждают нас, что Первушин был не только богословом и математиком, но еще и патриотом родной земли, этнографом и фольклористом. Каждая страница «Шадринского вестника» представляет собой серьезное исследование быта и менталитета зауральского населения: автор старательно собирал предания и легенды, сказки и былички, заговоры и народные рецепты, сведения про родильный и календарный обряды, а также многие другие проявления крестьянской мудрости. В сборе фольклорного материала Ивану Михеевичу помогали несколько крестьян, ставших таким образом первыми краеведами из простонародья.

Запись опубликована в рубрике Жизнь Пашии, Промышленный подъем, Славные имена. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

7 комментариев: Сельский учитель, родом из Пашии

  1. Как мало мы знаем и чтим своих земляков??? Хотя в последние годы отдана дань предпочтения К.Д.Носилову. Это хорошо! А про Первушина как-то не слышно, хотя есть мемориальная доска в Шадринске, где он жил, а как в Замораеве и Мехонке чтут великого математика???

  2. admin говорит:

    Памятью предков нужно заниматься. Само ничего не делается, не двигается. Несложная, полезная общественная работа. Займемся, Николай?!

  3. Mikhail Maxi говорит:

    Мой предок однако по бабушке… добрался я таки до познания своих корней )))

    • Любовь говорит:

      Очень интересно. Скажите, пожалуйста, кто Ваша бабушка. Первушины мои предки тоже.

      • Любовь говорит:

        Любовь, здравствуйте, Первушины мои тоже предки, мой прапрадед Иоанн Васильевич Первуши (священник Сретенской церкви села Мурзинского, племянник Иоанна Михеевича. Кто Ваши предки?

  4. admin говорит:

    В семье жителей Архангело-Пашийского завода Первушиных было 16 детей, из них 8 мальчиков (двое умерли при рождении). Старшим ребенком был Иван, тот самый будущий математик, первооткрыватель «первушинского числа». Но известным стал и Михаил, который родился в 1839г., девятым ребенком по счету. Он занимался популяризацией, продвижением вакцинации против оспы.
    Газета Пашия — Светлая река. №9.

  5. Татьяна говорит:

    Мои предки тоже Василий Михеевич Первушин и его сын Николай. Пишите belkova1973@inbox.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *