Пермский край: гражданское общество – за местное самоуправление

МСУ-ПКСложная ситуация с муниципальной реформой в Пермском крае продолжает усугубляться тем, что кое-какие чиновники в упор не замечают тревогу и возмущение граждан, не считаются с общественным мнением и даже уверенно заявляют с голубых экранов, будто бы народ повсеместно счастлив и согласен с укрупнением поселений. Однако наметились и положительные изменения. К обсуждению проблемы все активнее подключаются юристы, управленцы, ученые и другие специалисты. В частности, 19 февраля 2019 г. Пермским экспертным клубом «Выборы», Пермской гражданской палатой и Центром гражданского анализа и независимых исследований «Грани» были проведены Пермские общественные слушания «Местное самоуправление в Пермском крае: угрозы и перспективы».

За круглым столом собрались отнюдь не противники перемен, скорее наоборот, здесь выступали люди, которые не хотят оставлять ситуацию «как было» и желают преобразований. Но эти люди – специалисты. И поэтому они задают два ключевых вопроса: ЧТО и КАК нужно преобразовывать, чтобы улучшить положение дел в районах Края?

Власть же, как видим, именно этими вопросами и не задается. Безвестные (прячущиеся от народа) чиновники без каких-либо расчетов и моделирования, без серьезных исследований и прогнозов, с бухты-барахты решили запустить «укрупнение» поселений чуть ли не по всему Пермскому краю, игнорируя и позицию своих граждан, и опыт тех регионов, где подобные опасные эксперименты уже проводились. Вы не согласны? – Жалуйтесь Путину! Это в России традиция.

Нет, бесконечно писать петиции Президенту – не выход. Нужно сломать пагубную тенденцию, когда решение жизненно важных для народа вопросов узурпируется отдельными лицами, к проблемам народа равнодушными.

Зададимся вопросом: чем сильно гражданское общество? Открытым гражданским обсуждением проблем с совместным поиском выхода из тупика. Именно широкое и гласное гражданское обсуждение является здоровой и правильной альтернативой волюнтаризму некоторых зарвавшихся главначпупсов.

В ходе такого обсуждения происходит обмен мнениями, ставятся правильные вопросы, делаются выводы, привлекаются экспертные материалы и оценки, каждая позиция аргументируется – в том числе с цифрами на руках. И вовлекаются в гражданское обсуждение самые разные лица, которым есть что сообщить по рассматриваемой проблеме.

Именно такими были Пермские общественные слушания. Много грамотных докладчиков, изучивших вопрос. Много статистики. Много фактов для дальнейшего осмысления и анализа ситуации в Крае.

По итогам слушаний участники мероприятия составили заявление «Местное самоуправление в Пермском крае: угрозы и перспективы», которое содержит, помимо прочего, следующие выводы:

Проводимая региональными властями ускоренная административная реорганизация местного самоуправления фактически ликвидирует местное самоуправление в значительной части сельских поселений Пермского края. Это настолько важный политический шаг, что он требует широкого общественного обсуждения, вплоть до проведения местных, а, возможно, и региональных опросов и референдумов.

• Такая реорганизация МСУ не уменьшает, а усугубляет, обостряет и расширяет существующее отчуждение значительной части населения от местной власти.

Такая реорганизация обесценивает в общественном мнении местное самоуправление именно как самоуправление. Стиль проведения реформы губернатором и Правительством Пермского края усугубляет и эксплуатирует несамостоятельность и полную зависимость многих органов местного самоуправления от региональных властей. На этом фоне местные общественные группы, сопротивляющиеся слиянию муниципалитетов, выглядят как наиболее здоровые части местных сообществ, осознающие и продвигающие реальные общественные интересы.

В заключительной части заявления участники слушаний вынесли предложение Губернатору, Правительству и Законодательному Собранию Пермского края:

«Приостановить объединение сельских и городских поселений в городские округа до выяснения всего круга негативных для местных жителей последствий, их тщательного анализа и разработки конкретных мер, минимизирующих их воздействие».

Выше мы назвали Пермские общественные слушания положительными изменениями в сложившейся ситуации. Так ли это? Здесь важно понимать, что одна такая встреча за круглым столом еще не делает погоды и никакого эффекта не дает.

Но есть одно «но», если эти слушания стали первым опытом широкого гражданского обсуждения региональных и местных проблем – и в дальнейшем этот опыт будет развиваться и преумножаться по мере организации подобных же слушаний, конференций, круглых столов, семинаров и других мероприятий, выдержанных в духе гражданской сознательности и ответственности перед обществом.

Если аналогичные встречи специалистов в целях решения проблем Края станут регулярными, тогда мы действительно имеем дело с положительными изменениями, с созреванием гражданского общества, с реальными попытками строительства конструктивного диалога между властями всех уровней и россиянами.

Муниципальное управление и муниципальная экономика – животрепещущие темы, ближе к народу ничего нельзя и найти. Поэтому именно народ через открытые гражданские обсуждения должен высказывать свою позицию по вопросам политики властей в отношении муниципалитетов. Муниципальные вопросы должны перейти на муниципальный уровень и свободно муссироваться в массах, а не решаться росчерком пера в высоком кабинете.

Что же касается Президента… Хватит доводить ситуацию до того, чтобы Путин лично разбирался в проблемах каждого поселка! Президенту – вопросы геополитики, а муниципальные вопросы – органам местного самоуправления и гражданам.

Запись опубликована в рубрике 01-Горнозаводское направление, Власть, Реформы и оптимизации. Добавьте в закладки постоянную ссылку.