wordРаспечатать для распространения

Древние металлурги Прикамья

Календарь предупреждает о новом профессиональном празднике: 15 августа отмечается День археолога. И это хороший повод рассказать об истоках уральской металлургии. Некогда в исторической науке господствовала «теория», будто древние уральские копи появились благодаря силезским (немецким) мастерам, якобы угнанным сюда на работы Батыем. Однако установлено, что местная металлургия существовала задолго до XIII века, а именно — на заре эры металлов.

На территории Горнозаводского района следы древнейших металлургических обществ известны в окрестностях устья Койвы. Эти следы принадлежат гамаюнской археологической культуре, которая существовала в лесном и лесостепном Зауралье на рубеже бронзового и железного веков (с X по IV вв. до н.э.). Впервые признаки этой культуры обнаружены на мысе Гамаюн на Верх-Исетском пруду Екатеринбурга, отсюда его «сказочное» название. Честь открытия и описания гамаюнской культуры принадлежит уральскому археологу Елизавете Михайловне Берс (1907—1981).

Что за люди такие, гамаюнцы? Кем они были, откуда взялись? На самом деле, конечно, они возникли не на пустом месте. Хотя в прошлом не имелось ни самолетов, ни тепловозов, человек уже в ту пору был довольно мобилен. Крупные общины по мере дальнейшего роста, а также в годину кризиса как бы «почковались»: молодые семьи покидали старое поселение и отправлялись искать себе новое место. Так возникал выселок.

Е.М. Берс

Находки ясно показывают, что гамаюнская культура появилась в результате смешения двух выселков, которые были поначалу враждебно встречены местным населением. Однако гамаюнцы, хотя и были отважными и стойкими воинами, не искали раздора и старались ужиться с новыми соседями. В конце концов на Среднем Урале воцарился мир.

Эти передвижения в Прикамье, вероятно, связаны с мощными геополитическими изменениями в Евразии, произошедшими в период с 1000 по 800 гг. до н.э. Археологи заметили это по исчезновению развитой срубной культуры, занимавшей обширные площади южнорусских степей. Историк Н.И. Васильева поясняет механизмы древней катастрофы: «Внешние проявления кризиса социальной системы всегда одинаковы: «загнивание» правящей элиты, угнетение народа, развитие частного, «кускового» интереса, распад на локальные общности, как следствие — потеря обороноспособности».

В итоге на территории Евразии окрепла и невероятно расширилась цивилизация скифов — Великая Скифия, как ее звали античные летописцы. Скифские топоры, украшения в «зверином стиле» и прочие артефакты находят на огромных пространствах — на Урале и в Прибайкалье, между Волгой и Доном, в Северном Причерноморье и даже в Центральной Европе вдоль Дуная до нынешних германских границ. Греческий историк Гекатей Милетский (VI в. до н.э.) засвидетельствовал, что Скифия простирается от Ирана до Кельтики, что подтверждено находками украшений в «зверином стиле» в Чехии и Польше.

Что мы знаем о скифах? Обычно это какие-нибудь выдумки о «кочевниках-азиатах». Причем непременно «с раскосыми и жадными очами». Реконструкции по черепу показали, что глаза у скифов вовсе не были раскосыми, да и кочевниками их назвать трудно. По облику, антропологическому типу и даже по многим культурным традициям скифы близки славянам. Академик В.П. Алексеев категорически утверждал: «Несомненно, что большая часть населения, проживавшая в южнорусских степях в середине I тыс. до н.э., является физическими предками восточнославянских племен эпохи Средневековья».

Образ жизни скифа был схож с казачьим. Скиф пахал землю, строил города (вроде знаменитого Неаполя Скифского на Черном море), торговал, занимался ремеслами; но по необходимости легко срывался с места, вступая в вольное войско.

Неудивительно, что такая развитая цивилизация потребляла немалое количество металла, начиная от бронзы и железа и заканчивая золотом. Спрос рождает предложение: на территории Скифии сложилось несколько обособленных локальных культур — центров передовой металлургии. Наиболее известен Алтайский центр, однако на границе Западного Урала и Сибири тоже активно протекал процесс возникновения металлургических производств.

Гамаюнская культура сложилась именно как один из таких индустриальных очагов древности. В местах гамаюнских поселений (нередко укрепленных) археологами обнаружены во множестве тигли для плавки металлов, ложечки-льячки из глины, литейные формы, обломки листовой меди, медный шлак, производственный брак и готовые изделия из металла.

Предки гамаюнцев, похоже, являлись искусными металлургами и кузнецами. В леса Прикамья их завели поиски медных руд. Мастера осели здесь и сделались надежными поставщиками металла. Уральская медь разносилась торговцами далеко на окраины континента, в том числе в Элладу. Древние греки, считая соседние народы варварами, тем не менее признавали, что все культурные ценности достались им от скифов. И в частности, один из величайших ученых античности Аристотель уверял, что греческая металлургия началась благодаря скифу по имени Лид, который показал эллинам, как плавить медь.

В обмен из дальних стран на Урал текли потоки других товаров. Так, в Свердловской области удалось найти в слоях гамаюнской культуры обломок чаши персидской работы времени династии Ахеменидов (Ахемениды правили в Персии с 558 по 330 гг. до н. э.). Это свидетельствует о развитых внешнеторговых связях в пространстве скифского мира.

Керамика гамаюнской культуры

Сами гамаюнцы, безусловно, отличались от скифов. И все же гамаюнская культура сохраняла сильное сходство со скифской. Известно, что животноводство гамаюнцев по сути дела сводилось к коневодству. Эти люди справляли обряды с принесением в жертву коня. Известны и медные изображения диких зверей, принадлежащие гамаюнцам и повторяющие скифские мотивы (медведи, лоси, змеи, монстры). Хотя носители этой культуры предпочитали рисовать краской стилизованные изображения на бытовых предметах и скалах (уральские писаницы).

Увы, Скифию со временем постигла участь многих великих цивилизаций. «Знаменитые сокровища скифских курганов свидетельствуют о том, что некоторым представителям элиты стало скучно жить, «как все»… — пишет Н.И. Васильева. — К IV в. до н.э. скифское государство трансформировалось в классическую наследственную монархию с правящей аристократией, с центрами городского типа, находившимися под сильным влиянием античной Греции».

Изменившая себе цивилизация, попав под чужое влияние, не могла просуществовать долго и была уничтожена воинственными родичами скифов — сарматами. Пройдя с огнем и мечом по просторам Евразии, сарматы разорили заодно и очаги гамаюнской культуры, что вызвало ее упадок и скорый закат.

Источники:

  • Алексеев В.П. Палеоантропология и история // ВИ, 1985, №1, С. 35—39.
  • Берс Е.М. Археологические памятники Свердловска и его окрестностей. — Екатеринбург, 2012.
  • Борзунов В.А. Зауралье на рубеже бронзового и железного веков (гамаюнская культура). — Екатеринбург, 1992.
  • Дубровский Д.К., Грачев В.Ю. Уральские писаницы в мировом наскальном искусстве. — Екатеринбург, 2010.
  • Левитский Л.П. О древних рудниках. ― М.,1941.
  • Петухов Ю.Д., Васильева Н.И. Русы Великой Скифии. ― М., 2008.
  • Пиотровский Б.Б. Скифы и Урарту // ВДИ, 1989, №4, С. 3.
Запись опубликована в рубрике Геология и палеонтология, Публикации Родника. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

3 комментария: Древние металлурги Прикамья

  1. Прохожий говорит:

    Не помешает поднять тему поиска месторождений по древним копям. Про нас, палеонтологов, многим известно, что мы помогаем искать полезные ископаемые. А вот про археологов этого почти нкито не знает. и все-таки изучение древних рудников помогло открыть немало богатых месторождений, в тч на Урале.

  2. Прохожий говорит:

    Кстати, пожалуй, стоило подробнее пояснить, что Силезия занимала земли Польши и Чехии, а не только немецкие. Хотя в гипотезе Гельмерсена, к-рую вы упомянули, речь идет именно о немецких рудокопах из Мекленбурга (Померания).

  3. admin говорит:

    Ваши комментарии интресно дополняют наши матералы. Спасибо.