Сделать ближе далекие посёлки

Mun_ekoВ нашем Горнозаводском районе две главные беды. Нет, не угадали. Это вовсе не набившая оскомину шутка про «дураков и дороги». На самом деле наши две главные беды совершенно другие.

Беда первая – отсутствие какого-либо плана социально-экономического развития. Об этом мы говорили много и еще не раз к теме планирования вернемся, так что сейчас лучше обратим внимание на беду номер два.

Видите ли, отсутствие плана развития очень плохо для района в целом и для отдельных поселений в частности. Однако при отсутствии плана существуют отдельные разрозненные проекты, программы и бюджеты, с помощью которых район с грехом пополам существует. Но есть в районе населенные пункты, о которых все давным-давно позабыли, которые совсем отсутствуют в каких бы то ни было проектах, программах и бюджетах. Интересы этих посёлков не защищает сегодня никто, не смотря на то, что там живут наши люди, как и все имеющие своих депутатов в представительном органе района.

Итак, – забытые поселения.

Их уже никто не считает частью района, их названия стерты из памяти, а скоро будут стираться даже с географической карты. В этих поселениях теплится жизнь, но от каменного века она отличается лишь наличием в этих населенных пунктах главного достижения человеческой цивилизации – электричества. И всё.

Там нет школ, а значит, нет интересов отдела образования района. Там нет медпунктов, нет учреждений культуры, нет никакого спорта – там нет ничего, что можно было бы назвать государственным или муниципальным, нет ничего, что бы можно было назвать «зоной ответственности» государства. О промышленных или других хозяйственных объектах говорить также не приходится.

Там есть только люди – люди с пропиской в Горнозаводском районе.

Забытых поселений у нас много: это поселки Нововильвенский, Усть-Тырым, Усть-Тискос, Усть-Койва и станции Вижай, Койва, Лаки, Европейская. Список можно смело дополнить такими «незамечаемыми» поселками, как Вильва, Медведка и Средняя Усьва. Где в каждом живет 400–500 жителей. И власть десятки лет сюда не показывает носа, не интересуется положением и проблемами местных жителей, не имеет никакой программы хотя бы поддержки этих посёлков, не говоря уже о программах развития. Всего 11 посёлков – больше, чем районных «мегаполисов» вроде Горнозаводска, Пашии, Саранов или Теплой Горы.

В Москве считают, что за МКАДом жизни нет. Аналогичный взгляд на жизнь в Крае у чиновников Перми. Вот и в нашем райцентре думают примерно так же, не замечая ничего за пределами Горнозаводска.

Движению «ГОРН» не важно, какие депутаты будут избраны 09.09.2018 года и придут к власти. Главное, чтобы у этих депутатов были конкретные планы в отношении многочисленных проблем района. Скажем честно, дельные предложения слышать доводится, но о поддержке удаленных посёлков, кажется, не думает никто. Поэтому мы сознательно поднимаем этот вопрос в надежде, что кандидаты в депутаты, желающие попасть в Земское собрание, уже сейчас многое передумают, чтобы потом не тратить время.

Составить программу стабильного финансирования малых поселений довольно просто. В нашей стране аналогичные проблемы встречались очень часто и в самые разные времена, и почти всегда решались одним верным способом. Суть способа – закупка муниципалитетом (краем, государством) у местного населения чего-то такого, что может быть полезно употреблено этим муниципалитетом (краем, государством).

Для начала необходимо спланировать закуп у населения даров леса, природы – грибов, ягод, орехов, лекарственных трав, веников, сена и других простых заготовок. В районе есть школы, детские сады, остались кое-какие лечебные заведения, даже свой техникум имеется. И у всех перечисленных (и не перечисленных) учреждений имеются определенные потребности, которые вынуждают район совершать закупки. Иногда довольно дорогие закупки – из-за стоимости транспортных перевозок.

Чтобы организовать закупку у населения заготовленной им продукции ничего особенно сложного не нужно – нужны лишь оборотные деньги, да инициативные работники муниципальной заготовительной организации. Серьезная проблема есть лишь одна – включение закупленной продукции в объем всего потребляемого вышеуказанными организациями. Многие из них подчиняются разным ведомствам, выполняют требования разных положений и инструкций, регламентирующих что-то и как-то и не предусматривающими муниципальные поставки и потребление чего-бы то ни было. Но, кажется, это и есть работа чиновников, решать такие вот бюрократические заторы.

Финансовый объем программы должен быть сразу существенным, иначе муниципальная заготовительная служба себя не окупит. К примеру, в первоначальный план нужно сразу заложить объем финансирования от 15 миллионов рублей и выше. Это – по миллиону-два на каждый посёлок. Не ахти какой объем, но это же только начало. Финансы найти не должно быть большой проблемой, так как речь идет не о капитальном строительстве и не о проведении праздника, деньги обязательно вернутся.

В посёлках сами образуются семейные хозяйства и даже артели (кооперативы) по заготовке грибов, ягод, рыбы, например. Дары природы будут сушиться, солиться, мариноваться и т.д., давая на выходе закуски, варенья, пастилу и прочие «вкусности». И вот вам уже достаточное количество продуктов, чтобы обеспечить столовые в школах, детсадах и техникуме.

Возьмем пример: в поселках Тульской области заготовкой овощей ведают сами школы, которые с собственных огородов собирают по 100 тонн продукции ежегодно. Как видно, люди пришли к похожей идее. Хотя тульский вариант не совсем правильный, т.к. школа должна учить, давать молодым старт во взрослую жизнь, а не огородничеством заниматься. Поэтому, повторим, разумнее создать при поддержке муниципалитета заготовительную артель или организовать закупку у подсобных хозяйств и затем выдавать школьным кухням.

Следующий шаг в поддержке удаленных посёлков, это увеличение и объема, и ассортимента закупаемых заготовляемой продукции. Вы скажете, закупать легко, куда девать закупленное? А здесь придется уже создавать несложное производство по переработке продукции. В перечень закупаемой продукции придется включить мясо и овощи, по сути – сельхозпродукцию частных хозяйств. Сколько бюджетные учреждения района потребляют мяса и овощей, уверены, посчитать не сложно. И этот объем потребления и есть реальная основа для устойчивой работы муниципальной заготовительной службы.

В будущем, по мере укрепления артелей, можно открыть муниципальные магазины в больших поселках, куда будут сдаваться различные дары природы, причем не только съедобные. Ведь есть же еще лекарственное сырье – листья, цветы, коренья.

Даже думать самим не надо, процесс организации муниципальных закупок у населения существует не одну сотню лет, пожалуй, и детально расписан в умных книгах. Надо просто эти книги найти и почитать. Ведь эти толковые книжки написаны кем? — Теми, кто думал о проблемах сельских территорий, где нет серьезной промышленности, теми, кто искал пути решения соответствующих проблем. Старая команда депутатов, увы, этих проблем не видела и уверены, так и не видит. И остается надеяться только на новых депутатов, на то, что они сумеют сформировать и нужные району программы развития и сами не переругаются, а сформируются, как команда.

Запись опубликована в рубрике Выборы, Промышленный подъем. Добавьте в закладки постоянную ссылку.