В память о Ф.У. Латникове

 

latnikovfu10 октября исполнилось 110 лет со дня рождения инженера-геолога по разведке нерудных полезных ископаемых Филиппа Устиновича Латникова, первого директора Уральского геологического музея-выставки, директора геологической службы III ранга. Те, кто помнит Филиппа Устиновича, наверняка расскажут о его работе на Алдане, поскольку Латников – заслуженный геолог Якутской АССР. Кто-то вспомнит уральскую Вишеру. Зато почти неизвестен след, оставленный Ф.У. Латниковым в Пашии, но жителям Горнозаводского района забывать этот эпизод местной истории никак нельзя.

Начало начал

Увы, ныне девять человек из десяти не видят разницы между углем древесным и каменным. Между тем, древесный уголь образуется путем обжига древесины. На таком топливе работало до конца XIX века большинство уральских заводов, включая заводы нашего района. Производство древесного угля – нерациональный перевод в дым ценных лесных ресурсов, отчего с какого-то момента на Урале развернулись поиски каменноугольных месторождений.

Каменный уголь образовался из трухи деревьев, росших на первобытных болотах. Сваленные ураганами или подточенные насекомыми стволы этих деревьев при периодическом наступлении моря заносило толщами ила, песка, глин, отчего древесина не сгнивала, но в спрессованном состоянии, под тяжестью морских осадков и речных наносов, за миллионы лет переродилась в пласты каменного угля.

В частности, в Горнозаводском районе каменный уголь содержит западноуральская свита, которая формировалась с 345 до 325 млн. лет назад, когда эта часть Урала представляла собой заболоченную низину, омываемую волнами Визейского моря и покрытую сетью широчайших озер и приморских болот (маршей), поросших густыми лесами из деревьев-исполинов, родственных современным папоротникам и хвощам.

visean-seaСправа: Карта Визейского моря с расположением каменноугольных болот (по И.А. Василькову). Отмечены контуры современных рек и морей. Слева: Реконструкция каменноугольного леса (Райан Дин).

Как правильно?..

Раз уж речь зашла о различиях между углем древесным и каменным, полезно сделать небольшое отступление от темы и затронуть правильность речи. Как грамотно поставить ударение в родительном падеже: угля или угля? Словарь подсказывает, что нужно говорить «древесного угля», а в случае с полезным ископаемым допустимы оба ударения, хотя обычно произносят «каменного угля».

Раннее изучение пашийского угля

Сегодня геологи маркируют западноуральскую свиту на картах и схематических разрезах как C1zu, что означает первую эпоху каменноугольного периода (карбона) истории Земли. В окрестностях Пашии мощность свиты достигает 100–150 м. Она сложена доломитами, известняками, песчаниками с прослоями каменного угля. Пашийский уголь относится к так называемому Кизеловскому угольному бассейну (КУБ), открытому при постройке плотины Кизеловского металлургического завода в 1783 г. Бассейн тянется на 150 км с севера на юг, от Яйвы до Чусовой. Наибольшие запасы угля сосредоточены в окрестностях Александровска, Губахи и Гремячинска.

С 1848 г. началось изучение каменных углей на территории будущего Горнозаводского района. В окрестностях Пашии (тогда – Архангело-Пашийского завода) первые угольные месторождения были обнаружены в 1854 г. Спустя три года (в 1857 г.) разведочная Успенская штольня вскрыла пласты мощностью от 0,3 до 2,0 м; месторождение получило название Сысоевского. С 1865 г. его неоднократно изучали видные горные инженеры и геологи – Николай Андреевич Версилов (1822–1883), Валериан Александрович Домгер (1851–1885), Александр Александрович Краснопольский (1853–1920), Валериан Иванович Мёллер (1840–1910), Рудольф Гергардович фон Миквиц (1850–1912), Павел Иванович Преображенский (1874–1944) и др.

Пласты угля оказались недостаточно мощными, качество сырья также не отвечало требованиям (высокая зольность). И тем не менее около 1913 г. в Пашии, исторически сильной своими кооперативными традициями, появился новый кооператив – угольная артель. Как сообщает П.И. Преображенский, в 1914-ом году участником артели сделался инженер Горяев, при участии которого были произведены выемочные работы в наиболее мощной части пласта. «Успех работ Горяева побудил и других предпринимателей к разведкам, и мы видим следы их в шахтах инженера Госберга (на СВ – 105 град., саженей 150 от шахты №3), пробитых: одна до глубины 22-х саженей, другая до 48 саженей в штольне Соколова на правом берегу Пашии и целом ряде других работ как на правом, так и на левом берегах р.Пашии». [1 саж. = 2,13 м]

Не сохранилось документов, которые бы позволяли сказать, сколько в Пашии добывалось угля до Гражданской войны. Зато есть цифры, которые показывают, что с началом преодоления разрухи в 1922–1923 гг. поселок дал порядка 1785 тонн угля. Местные потребности в топливе месторождение неплохо удовлетворяло. Поэтому с началом Великой Отечественной войны геологи-угольщики вновь возвращаются в уральский поселок, чтобы провести дополнительные разведки: вдруг старые прогнозы неверны и подземные богатства гораздо выше ожидаемых? В таком случае район (в те годы – Чусовской) получит топливный базис для роста металлургии и развития становящейся алмазной промышленности.

Сентябрь 1941-го… В районе начала разведку Багульская геологоразведочная угольная партия, которую возглавляет Филипп Устинович Латников.

Краткая биография

Филипп Устинович Латников родился 10 октября 1906 г. в с.Аромашевское Режевского района Свердловской области в крестьянской семье. Осиротев еще до революции, он с 1918 г. вынужден был трудиться, кормить себя. В сентябре 1926 г. поступил на рабфак при Уральском политехническом институте, по окончании которого пошел на горный факультет этого же института. Специализация – разведка нерудных полезных ископаемых, чем геолог и занимался всю свою жизнь. Латников хорошо разбирался в разных видах нерудных ископаемых, но после того как в апреле 1931 г. его из «альма матер» командировали в Ленинградский горный институт для прохождения курса по поискам и разведке угольных месторождений, поиски и разведка каменного угля становятся основным объектом интересов Филиппа Устиновича.

Завершив институт, Латников почти 20 следующих лет жизни отдал Уралу, где искал цементное сырье (Сухоложская партия), горючие сланцы (Ашинская), углистые сланцы (Ёлкинская), алмазы (Вишеская) – словом, чего только не искал!

И, конечно, уголь – всегда на первом месте. Его Латников ищет, будучи начальником Копейской и Ярославской партий, Камышловской экспедиции. Впоследствии, с 1952 г., поиски угля продолжатся в далекой Якутии, главным образом во главе Ааллах-Юньской экспедиции.

Неудивительно поэтому, что с сентября 1941 г. по сентябрь 1942 г. Ф.У. Латников по решению Уральского государственного геологического управления занимает пост начальника Багульской геологоразведочной угольной партии, базирующейся в пос. Пашия и проводящей в окрестностях поселения (территория так называемого Пашийского района) геолого-съемочные и поисковые работы на каменный уголь. Должность технического руководителя партии выполняет другой крупный специалист в области угольных месторождений СССР – Петр Иннокентьевич Дорофеев (1905–1949), на тот момент имевший за плечами богатый опыт изучения богатств Кузбасса, включая монографию «Основы геологии Кузбасса» (1936).

Увы, взять нечто из ничего нельзя: партия подтвердила предыдущие низкие оценки пашийских углей. Тем не менее успехи других работ перекрыли эту незначительное невезение, и в 1946 г. Ф.У. Латников награждается медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».

После выхода на пенсию Латников не вернулся на Урал, но остался в полюбившейся Якутии. 9 августа 1974 г. Филипп Устинович скончался. Он похоронен на кладбище якутского поселка Хандыга (Томпонский район), где базировалась его последняя экспедиция.

Значение поисково-разведочных работ Ф.У. Латникова для Пашии

Кто-то скажет, что труд Латникова и других геологов-угольщиков дал нулевые результаты, ведь крупных месторождений в нашем районе не найдено. Не стоит, однако, так думать. Во-первых, один результат на лицо – огромная экономия средств. Если бы угольщики не сумели верно оценить запасы и качество пашийских месторождений, то здесь бы вырос угледобывающий комплекс, совсем как в Кизеле, например. И огромные деньги оказались выброшены зря, комплекс себя бы не оправдал.

Во-вторых, никто не говорил, что пашийские угли бесперспективны. Невыгодна их добыча традиционными методами. Но давайте понадеемся, что человечество не будет век топтаться на месте, безудержно вваливая миллионы в кинобоевики и кинофестивали. Рано или поздно люди очнутся и примутся по-настоящему финансировать науку, в том числе финансировать развитие новых технологий добычи полезных ископаемых. Что позволит выбросить на свалку истории так называемые традиционные технологии, как были когда-то выброшены технологии каменного века.

Уже сто лет тому назад стало очевидно: подземное сырье необязательно добывать, его надо перерабатывать непосредственно в недрах, не извлекая на поверхность. Не понадобятся ни шахты, ни ГОКи. В частности, в отношении угольных месторождений доказала свою перспективность технология ПГУ – подземной газификации угля, изобретенная Д.И. Менделеевым в 1880-х гг.

Суть ПГУ состоит в том, чтобы, закачивая в недра чистый кислород или обогащенный кислородом воздух, пережечь угольный пласт под землей с получением синтез-газа – смеси из угарного газа, водорода, азота и углекислоты. Из них первые два пригодны в качестве топлива для ТЭЦ. Эти технологии были впервые успешно испытаны в нашей стране в 1928–1933 гг.

И это далеко не предел! Недра можно превратить в промышленную лабораторию. Используя вместо кислородного парокислородное дутье (т.е. в смеси с водяным паром) при давлении 3,0 МПа удастся воспроизвести под землей условия процесса Лурги и тем самым на базе синтез-газа вырабатывать ЗПГ – заменитель природного газа, искусственный метан. Регулируя соотношение водорода и угарного газа в составе синтез-газа, применяя специальные катализаторы и поддерживая надлежащие термобарические условия, получится воспроизвести синтез Фишера – Тропша (СФТ), т.е. добиться выхода парафинов. И сразу же их облагораживать – путем гидрокрекинга, например, – до получения моторных топлив. Что же касается «побочного» азота, то он здесь же, в недрах, в присутствии водяного пара дает нитрат окиси аммония.

И вот – целая небольшая индустрия! Заметьте: вполне способная окупиться, поскольку потребует лишь некоторого количества надлежащим образом оборудованных скважин, через которые в угольные пласты будут подаваться пар, кислород и катализаторы, а затем, по завершении цикла, откачиваться продукты химических реакций.

А индустрия означает рабочие места, учебные комбинаты, филиалы вузов, жилищное строительство и благоустройство поселка, развитие инфраструктуры. Молодежь никуда не бежит, наоборот сюда приезжают новые семьи, как это уже когда-то было. Хотите такого будущего для нашего района?

Источники:

  • Башкатова Д. Создатель сокровищницы Урала // Уральский рабочий. 4 дек. 2014 г.
  • Комарский В.Я. Геологоразведчики Урала в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг. Выпуск 4. – geologi-urala.narod.ru
  • Преображенский П.И. Каменноугольное месторождение в даче Пашийского завода // Записки УОЛЕ. Т. XXXIX. Свердловск, 1924.
  • Турбанов П.В. Отчет о геолого-съемочных и поисковых работах, произведенных в 1942 г. в Пашийском районе Западного склона Среднего Урала // Уральское государственное геологическое управление, Багульская геологоразведочная угольная партия. Свердловск, 1943.
Запись опубликована в рубрике Славные имена, Статьи. Добавьте в закладки постоянную ссылку.