Местное самоуправление существует в России номинально

 

vasiliev-aТакую откровенную и жесткую позицию в вопросе об организации в нашей стране местного самоуправления занял журналист, политический обозреватель Александр Васильев. От муниципалитетов много требуют, от них много ждут, их сурово судят – и постоянно, с каким-то странным упоением обвиняют в «неэффективности». Но при этом не дают муниципальным образованиям подлинной самостоятельности (в первую очередь – экономической), не дают нормальных условий для реализации самоуправления. И Александр Васильев последовательно доказывает это на примере города Астрахани.

***

Все проблемы российских городов – это результат двух причин. Первая – дичайшее недофинансирование муниципалитетов. К примеру, в бюджете Астрахани остается максимум шесть копеек с каждого рубля собираемых в городе налогов. При этом Астрахань – это более половины экономики региона, и город дает примерно 60% налоговых поступлений. И такая ситуация повсеместно.

В муниципальном бюджете должно оставаться примерно 15–20% того, что собирается на территории. Иначе можно говорить что угодно, менять одного мэра на другого, другого на третьего, а через год сказать ему то же самое, что ты бездельник, такой-сякой, ничего сделать не можешь, у тебя мусор и так далее. Да, у него будет мусор, если вы будете отбирать у него все деньги. Это вопрос организации и отношения в государстве к местному самоуправлению. Местное самоуправление сегодня существует номинально, потому что у муниципалитетов нет реальной финансовой базы. Можно сколько угодно заклинать и заставлять муниципалитеты развивать малый бизнес, но малый бизнес – это фактически самозанятость и поступлений в бюджет дает очень мало.

Я абсолютно уверен, что если бы государство не забирало все деньги с последующим перераспределением, а просто оставляло бы какой-то процент на территории, то и отношение населения к местному самоуправлению было бы другим. И к выборам, и к отчетам депутатов, и к деятельности городской думы и местных чиновников. Если бы люди знали, что в бюджете есть какие-то реальные деньги и они что-то могут сделать, а, вместо того чтобы эти деньги пускать в дело, они рассовывают их по карманам, по родне и так далее, то совершенно бы иначе реагировали. А сейчас ощущение, что населению это, в общем-то, безразлично. Денег нет, и не будет, и изменить ничего нельзя.

Вторая причина идет от Конституции и федерального законодательства. Тот самый Федеральный закон № 131-ФЗ по местному самоуправлению должен быть чем-то более реальным. И конституционный принцип федерализма и местного самоуправления, которое не входит в систему государственной власти, также должен свято блюстись. И огромное количество вопросов просто само по себе отпадет. А менять мэров можно до бесконечности, и все останется, как было.

Во многих регионах есть крупные предприятия, головные фирмы которых находятся в Москве, и все налоги идут туда, а потом они в качестве благотворительности строят что-нибудь, вот как сейчас в Астрахани третью очередь набережной. Здорово, огромное спасибо. Но если бы налоги этих фирм оставались здесь, а не в качестве благотворительности давались, то мы бы не одну набережную построили, а двенадцать. Вот в чем разница.

И по такой же схеме откачиваются из региона средства, полученные и от хозяйственной деятельности. Это и предприятия связи, и рекламные холдинги, и вся торговля сетевая. Это все уходит из регионов помимо того финансового потока, который уходит через налоги. Это огромный поток откачки капитала с территорий через бизнес. И меня крайне удивляет, почему федеральный центр этот процесс не отслеживает и не обращает на него внимания. Это очень серьезная проблема.

Александр Васильев, 2 апреля 2018 г.

Источник: МСУ существует номинально

Запись опубликована в рубрике Депутат Дерендяев А.В. (Пашия), Депутатская работа, Муниципальная экономика, Реформа самоуправления, Экономика района. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *