Разговор о муниципальных финансах: Интервью с Р.К. Хуснулиным

«У муниципалитетов сегодня нет ясного видения доходов и расходов», – такой диагноз ставит болезни, поразившей муниципальные образования, член Комитета Госдумы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Равиль Камильевич Хуснулин. Предлагаем вашему вниманию интервью Р.К. Хуснулина «Парламентской газете», где он обсуждает проблему нехватки финансовых ресурсов у муниципальных образований.

– Равиль Камильевич, иногда создаётся впечатление, что у нас муниципальные власти отвечают за всё. Справляются ли они со своими полномочиями?

– Проблема не в объёме полномочий, а в том, насколько они обеспечены ресурсами. В отсутствии денег муниципалитеты вынуждены изворачиваться из последних сил, чтобы хоть как-то соответствовать требованиям федерального законодательства. Например, муниципалитеты должны предоставлять земельные участки многодетным семьям и семьям, где есть дети-инвалиды. При этом участки должны быть снабжены инфраструктурой – газ, вода, свет. В Татарстане с выполнением этого обязательства далеко не худшая ситуация, но чтобы обеспечить землёй всю очередь многодетных, республике потребуется 42 миллиарда рублей. Таких денег в регионе нет. В такой ситуации местные советы корректируют законодательство в части того, какие семьи считать в регионе многодетными. На региональном уровне таковыми признаются семьи, где детей четыре или пять, в то время как в федеральном законе это семьи с тремя детьми. В итоге страдают граждане. Но ведь и муниципалитеты пускаются на ухищрения не от хорошей жизни. Поэтому, помимо обязанностей, муниципальные власти должны иметь и возможности. Нужен баланс между полномочиями и их финансовым обеспечением. Это и было целью реформы местного самоуправления. Пока же ясности в этом вопросе нет.

– Бюджет любого уровня наполняется за счёт налогов. Насколько налоговая система справедлива к муниципалитетам?

– Проблема не только в налогах. У муниципалитетов сегодня нет ясного видения доходов и расходов. Поэтому почти все собранные деньги уходят в региональный бюджет, а оттуда уже распределяются по муниципалитетам. В результате у местной власти пропадает желание расширять налоговую базу за счёт стимулирования предпринимательства. Этот резерв почти нигде полностью не задействован. Для сравнения: налоги с малого и среднего бизнеса составляют 21 процент в структуре федеральных доходов, а в Японии – 63 процента. С учётом этого и нужно корректировать налоговое законодательство.

– Муниципальные власти всё чаще задействуют общественное мнение при принятии решений. Это радует. Но есть и немало нареканий, что порой общественные слушания проводятся формально.

– Проблема в том, что жителям одного села нужна вода, а другого — дорога. Сколько референдумов ни проводи, им трудно договориться. Поэтому механизм муниципальных референдумов нужно совершенствовать. Охват должен быть на уровне поселения, а не района. Главное же, чтобы жители понимали, для чего всё это нужно. В Татарстане, например, таким образом определяют приоритетные направления деятельности муниципальной власти. И если это, скажем, строительство дороги, то на каждый рубль, вложенный муниципалитетом, региональный бюджет добавляет четыре рубля. А это немалые деньги.

– Какие законодательные инициативы вы собираетесь вносить в ближайшее время?

– Планов много. Считаю важным наделить советы муниципальных депутатов правом законодательной инициативы. А то возникает коллизия, когда исполнительная власть может выходить с законопроектами, а законодательная власть на муниципальном уровне – нет. Надо совершенствовать и Жилищный кодекс. Ведь главная его цель – воспитать собственника жилья – так и не достигнута. Убедиться в этом несложно, если вы попробуете созвать собрание жильцов многоквартирного дома. Нашей пассивностью пользуются недобросовестные управляющие компании, навязывая жильцам различные услуги. Поэтому Жилищный кодекс должен быть скорректирован по той ситуации, что мы имеем сейчас: то есть для управляющих компаний следует установить конкретную ответственность.

Алексей Никишин, 8 ноября 2016 г.

Источник: У муниципалитетов обязанностей больше, чем возможностей

Запись опубликована в рубрике Вопросы ЖКХ, Муниципальная экономика, Посёлки и люди, Публикации Родника, Реформы и оптимизации, Экономика. Добавьте в закладки постоянную ссылку.