Итоги публичных слушаний о преобразовании района

СлушанияВ четверг, 1 марта 2018 года в Горнозаводске (а точнее в малом зале Дома культуры имени Л.И. Бэра) состоялись ранее намеченные городской Думой публичные слушания по проекту решения о наделении районного центра, города Горнозаводск статусом городского округа. Это первый этап длительных обсуждений, в ходе которых будет решаться судьба всего района и его поселений: остаться нынешним муниципалитетам или же все они объединятся в один – так называемый Горнозаводский городской округ.

Ответственными за проведение слушаний являлись глава Горнозаводского района Афанасьев Александр Николаевич и глава города Горнозаводска Семенова Галина Станиславовна. Помимо них, на слушаниях присутствовали первый заместитель главы районной администрации Дубова Ольга Владимировна, заместитель главы районной администрации по социальным вопросам Зерова Валентина Владимировна и много других специалистов от районной и городской администраций.

Заседание открыла Г.С. Семенова, непосредственно вела слушания О.В. Дубова. Первым выступал Каменских Сергей Борисович, депутат Пашийского Совета депутатов, который поддержал «укрупнение», то есть объединение поселений в городской округ. Аргументировал свою позицию Каменских С.Б. так же, как давно уже пишут в статьях и говорят в громких политических речах: раз в поселках нет финансовой самодостаточности, значит, в целях экономии нужно сливаться в один муниципалитет, иначе не одолеть многочисленных проблем, в том числе главную из них – проблему ЖКХ. Сказал Каменских С.Б. и кое-что интересное: оказывается, «все знают» (кто – все?), что именно укрупняемые поселения «идущие в авангарде реформ» получат повышенное внимание Перми, т.е.  лояльность и финансирование.

Следом выступала глава Пашии Сибирякова Зинаида Владимировна. Она оказалась в ряду тех немногих, кто побоялся, что в результате «укрупнения» о поселках забудут, и связь властей с жителями ослабнет. Словом, оправданные опасения человека, который знает реалии сельской местности. Тем не менее, З.В. Сибирякова подтвердила печальный факт: поселки (как самостоятельные муниципалитеты) явно не справляются. Да и депутаты малоактивны, чего греха таить.

С последним не поспоришь. Хотя в этом ли вина только самих депутатов? Разве депутатам кто-то дает власть, чтобы они были более активны? Поселковым депутатам запрещается решать какие-либо серьезные вопросы, предлагать и утверждать проекты, осуществлять народный контроль. Повсеместно либо запреты, либо отсутствие управленческих механизмов. И это несмотря на то, что в соответствии с Законом о местном самоуправлении №131-ФЗ в структуре органов местной власти ведущее положение закреплено за «представительным органом», т.е. за Советом депутатов. В результате же предстоящей муниципальной реформы произойдет «перераспределение полномочий», отмена выборов поселковых депутатов, и вся полнота власти перейдет в руки исполнительных органов городского округа. Остается только один вопрос – неужели исполнительным органам до сего дня власти как-то объективно не хватало?

Следующим выступал Александр Николаевич Афанасьев. Хотя, конечно, его слово ожидалось первым: как-никак – голова района, который в нынешнем году может исчезнуть с карты России. Выступление Александра Николаевича вышло любопытным, потому что оставило без ответа большинство вопросов.

Во-первых, он поведал, что еще в 2005 г., в свою бытность депутатом, выступал против идеи создания муниципалитетов, считая это глупой идеей. Вообще-то «глупая идея» исходила от Путина. И, конечно, удобно называть глупостью всё, что не сумели реализовать. Но почему, спрашивается, было сопротивляться созданию муниципалитетов в далеком 2005 году? Тогда в районе работало столько предприятий, что сегодня даже поверить трудно. Поселки располагали мощной материальной базой. Этой базой бы правильно распорядиться… Но распорядились неправильно, фундамент разрушили до мелкой крошки, а теперь, видите ли, мы «финансово несамостоятельны».

Тот, кто не зарабатывает своим трудом на своих заводах, а живет на подачки из бюджета, сидя на руинах индустрии, – тот обречен на финансовую несамостоятельность. Разве это трудно понять?

Но Афанасьев А.Н. другого мнения. Он смело перевел стрелки на депутатов. Но не депутатов Госдумы, которые написали Закон №131-ФЗ и кучу других законов, за что получают зарплату в 800 тыс. руб. в месяц, и даже не на депутатов Законодательного Собрания Горнозаводского района. Виноваты в бедах района, оказывается, поселковые депутаты, или, его словами, «гордые депутаты с голым задом и без денег», которые «много о себе думают, а сделать ничего не могут». Ну, что же, сказано образно, ярко и запоминаемо.

Затем последовали доводы Афанасьева А.Н. в пользу перехода на режим «оптимизации», т.е. жесткой экономии, сопровождавшиеся грустными цифрами. Денег в поселениях нет, плюс растут долги.

  • Пашия получает 8,9 млн., тратит 12,2 млн.
  • Теплая Гора получает 5,3, тратит 8,1.
  • Бисер получает 3,4, тратит 4,8.
  • Сараны получают 5, тратят 5,4.
  • Медведка получает 2,3, тратит 5,9.
  • И, наконец, Кусья получает 2,8, а тратит 5,8 млн. руб.

Весомый аргумент? Не очень, если вспомнить, откуда берется перевес расходов над доходами. В стране – инфляция. Плюс постоянный рост тарифов. Как говорится, жизнь дорожает. За бытность Афанасьева А.Н. на посту главы района суммы в квитанциях жильцов многоквартирных домов выросли более, чем вдвое. А вот бюджеты района и поселений также заметно почему то не росли. И раз расходы росли, а бюджет существенно отставал, то как не появится убыткам? А Пермь и не собирается индексировать рост тарифов и инфляцию, не собирается вернуть нам недоплаченный бюджет. Хотя это именно те средства, отсутствие которых создало нам проблемы, и получение которых помогло бы наши проблемы решить. Но решать проблемы планируется иначе, видимо, добрым словом.

Потому что Афанасьев А.Н. не пообещал увеличения бюджета, когда район превратится в городской округ. Край больше средств давать не собирается, огромные суммы в его бюджете до поселений не доходят и не дойдут – за деньги бороться следует, а у нас в районе этим заниматься некому. В общем, бороться с Пермью никто не желает, администрация интересов района таким образом не отстаивает

Еще было сказано, что у администрации будет прекрасная возможность маневра объединенным бюджетом. Возможно… «Поезда маневрировали, маневрировали, да не выманевровали….» Интересно, а объединенный долг маневрировать не помешает?

Другой интересный аргумент А.Н. Афанасьева за объединение – отсутствие квалифицированных кадров в посёлках. Но чем отсутствие кадров лучше отсутствия квалифицированных кадров – кажется, никто так и не понял. Кадры нам никто не растил, не растит и видимо так и не будет. Почему где-то высоко находятся средства, чтобы к нам приезжали пустозвоны-фантазеры из какого-то Сколково, придумывали «гениальные» планы, ни один из которых не сулит поселкам ничего хорошего, а вот подготовкой кадров никто заняться не озаботился и денег на это не выделил? В общем, как будут обстоять дела с квалифицированными кадрами в администрации будущего городского округа, Александр Николаевич откровенно не в курсе.

Еще глава сказал, что будет изучаться опыт тех муниципалитетов, которые уже давно существуют как округа. Здесь тоже приходится горько усмехаться. Что значит «будет изучаться»? То есть сначала превратите район в округ, а потом уже изучать опыт? А может, следовало бы наоборот поступить, прежде чем поддакивать Перми? Хотя бы в прошлом году приступили бы к изучению этого самого опыта. Тем более что этот опыт давно проанализирован Высшей школой экономики, Институтом социально-экономического развития территорий при Академии наук и другими видными мозговыми центрами. Да и администрации округов публикуют информацию о своем «опыте». Так чиновники Вологодской области еще в 2010 г. показали на собственной невеселой статистике, что эксперименты с укрупнением не повысили финансовой дееспособности муниципалитетов. «Только одного объединения было недостаточно», – пришли к выводу в Вологде.

Вот он, опыт – изучай вдоволь, учись на чужих ошибках. Неужели надо наделать собственных?

А еще А.Н. Афанасьев сообщил, что на работу депутатского корпуса тратится «преступно много средств» – 8,3 млн. руб. за пять лет. Но тут стоит попенять Александру Николаевичу за плохую математику. На самом деле депутатам предусматривается некая компенсация в месяц до 700 руб. с налогами. То есть за 5 лет на 75 депутатов нужно израсходовать всего 3 млн. (700 х 75 х12 х 5 = 3 150 00), а никак не 8,3. Да и свою «компенсацию» депутаты почти всегда тут же отдают на нужды поселков: куда эти 700 руб.? А так хоть подарки детям на какой-нибудь праздник можно купить. Вдобавок число 75 – явное преувеличение, значительная часть народных избранников отказывается от депутатства в первые же годы работы. Потому что некоторым, действительно, стыдно быть бесполезными и беспомощными. Так что реально в районе трудятся заметно меньше 75 депутатов.

Здесь, собственно, и можно ставить точку. Надеждами, конечно, можно себя тешить, но услышанные аргументы за реформу оказались никакими не аргументами:

— куда денутся суммы дефицитов (убытков) поселковых бюджетов, если их сложить?
— на чем планируется сэкономить, если на депутатах экономии нет, а специалистов сокращать не планируется?
— где район возьмет дополнительные средства, если их никто не обещает?
— каким образом реформа рождает квалифицированных специалистов, причем в необходимом количестве?
— что будет в районе после реформы, если еще никто и не изучал этого вопроса?
— и т.д.

Никакой реальной экономии не предвидится, никаких выгод тоже, ни одна проблема не решится. Подтверждаем вывод, какой мы и делали ранее: вопрос об укрупнении – сугубо политический. Так надо Перми, и у нас послушно берутся выполнять ее указания. Такая вот покладистая и не гордая команда стоит у нас во главе района. Берется исполнять любой приказ, даже не имея представления о его результате. Зато зад прикрыт.

Заключительное слово взяла Дёмина Нина Ивановна, председатель Комиссии по вопросам местного самоуправления Земского Собрания. В районе она человек уважаемый, причем не только как депутат, а еще и как директор школы. К сожалению, ни аргументы Афанасьева А.Н., ни доводы о том, что реформа – это желание губернатора, и не более того, ее не смутили, она высказалась за объединение района.

В заключение хотелось бы ответить на часто звучащий упрек от разных лиц, а также от чиновников и даже (!) депутатов-земцев, мол, чего это вы так за свои депутатские мандаты держитесь. Очень неумный упрек. Мы же депутаты. Оправдываем высокое доверие народа, так сказать — он нас выдвинул и выбрал. Да, работаем, как умеем, может быть и плохо, но на «слабо» нас брать не надо, дезертировать не желаем. Народу надо будет – окажет доверие другим.

Слушания оставили после себя тяжелый осадок. Как уже было сказано, это всего лишь первый этап. Впереди еще аналогичные слушания уровнем выше – в Земском Собрании, которому и предстоит разработать законопроект «О преобразовании Горнозаводского городского поселения в Горнозаводский городской округ». Однако прямо сейчас, в самом начале пути, отчетливо видно, что участь района предрешена правительством Края и никто всерьез оспаривать это решение не собирается.

Депутат Пашийского Совета Дерендяев А.В.

Запись опубликована в рубрике 01-Горнозаводское направление, Дерендяев А.В. (Пашия), О Движении Горн, Реформа самоуправления, Чиновники. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *